Глава 1. Феминизм и Андреа Дворкин
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Институт математики и информационных технологий Кафедра философии
Рефлексия дискриминации женщин по признаку пола на примере судьбы Андриа Дворкин Дипломная работа Специальность «Философия»
Выполнила: студентка группы МФ-701 Чупико Ульяны Сергеевны ___________________
Научный руководитель доктор философских наук, профессор _____________М.Д. Купарашвили
Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор _____________В.И. Разумов
Омск 2012 Содержание Введение 3 Глава 1. Феминизм и Андреа Дворкин 1.1. Феминизм как феномен современной социальной философии 11 1.2. Гражданская позиция и феминизм в судьбе Андреа Дворкин 21 Глава 2. Феминистика Андреа Дворкин и Андреа Дворкин в феминистике 2.1. Радикальный феминизм Андреа Дворкин 30 2.2. Порнография «в законе» 45 Заключение 59 Список литературы 61
Актуальность. Равенство прав женщин и мужчин гарантировано Конституцией РФ, а так же рядом международных обязательств. Но в последние годы в России происходит сильный откат от соблюдения данного принципа: зарплаты женщин по-прежнему на 30% меньше, чем у мужчин; происходят массовые увольнения беременных женщин, на фоне развития частного предпринимательства это стало заметно сильнее; демографическая политика забыла отцов и обращена только к женщине- матери; центры помощи женщинам, подвергшимся насилию не развиваются; вновь начали культивироваться традиционные стереотипы «женщинам не место в политике и управлении, дело женщин - только рожать». Очень важен тот момент, что ряд ранее действующих государственных структур, отвечающих за развитие равноправия мужчин и женщин, таких как Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ, Центр гендерной экспертизы при Совете Федерации попросту ликвидирован. На данный момент ни в одной концепции развития нашей страны не присутствует тезис о развитии равных возможностей мужчин и женщин, в то время как социальная политика равенства прав женщин и мужчин, развитие современного законодательства и государственных институтов, поддерживающих политику «равных прав и возможностей», приняты во многих странах мира. Практика доказывает, что активное включение женщин в экономику и политику дает мощный импульс развитию общества и культуры, улучшает демографическую ситуацию, повышает качество жизни женщин и мужчин, делает счастливыми наши семьи. Причем сегодня этот процесс уже не зависит ни от уровня экономики, ни от религиозных и национальных традиций. Тем временем 54% населения нашей страны составляют женщины. Уровень образования у женщин в России сегодня выше, чем у мужчин. Женщины сегодня хотят работать, реализовывая себя в профессии, и воспитывать детей, реализовывая себя в материнстве. Хотят вкладывать все свои силы в процветание Родины. И сегодня женщины как никогда нуждаются в защите своих трудовых, семейных, репродуктивных и политических прав. Конституция РФ провозглашает равенство прав женщин и мужчин, однако в действительности женщины подвергаются прямой и косвенной дискриминации, практически во всех сферах жизни. Женщины хотят жить в свободной демократической стране, которая предоставляет всем гражданам максимальные условия для развития и роста. Поэтому нужно привлекать как можно больше внимания к данной проблеме. Это и явилось причиной выбора мной темы дипломной работы. Степень разработанности темы. Тема феминизма имеет большую историю, практически ни один мыслитель не обходил ее стороной, однако особенно острым женская проблематика становится в последние двести лет. В обосновании самого феномена разделения людей по признаку пола и характер отношений между полами были использованы теории античности Платона и Аристотеля, творчество Кристины Пизанской (1364–1430), которая являлась одной из немногих женщин – «дочерей образованных отцов», писавших от лица женщин и в защиту прав женщин в средние века (она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам), а также классические теории политологии М. Вебера, Т. Гоббса, М. Макиавелли Ж.-Ж. Руссо, работы Т. Мора и Ф. Бэкона, И.Канта, Г. Гегеля. Концепции женского вопроса в русской общественной мысли (второй половины XIX в.) Т.А. Карченкова в исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы: 1) патриархатный – основа социума есть естественное разделение функций между полами: женщина – мать, мужчина – общественный деятель, 2) экономический – женщины – специфический субъективный фактор производства, эффективность их труда невысока, 3) демографический - подход к женскому вопросу с точки зрения воспроизводства нового поколения, 4) эгалитарный – отношения личностной взаимо-дополнительности в семье и обществе, которые могут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора». Представители русской религиозной философии B.C. Соловьёв, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов тоже имели взгляды на взаимоотношение полов. При всём разнообразии взглядов этих и других представителей русской философской классики они тяготели к идее андрогинной личности. Начало философии пола XX века связано с именем немецкого исследователя О. Вейнингера и его книгой «Пол и характер» (1903), в которой он развивает идею бисексуальности, двуполости мужчины и женщины. Вейнингер не являлся первым ученым, обосновывавшим андрогинный подход к пониманию природы пола человека. Вейнингер, сильно повлиявший на отечественных мыслителей, начал с понимания андрогинной природы человека и в итоге пришел к принципиальному выводу, что «женщина совершенно лишена возможности развиваться, разве только через мужчину». Эта проблема рассматривается психологом К.Г. Юнгом с точки зрения учения об архетипах коллективного бессознательного. Андрогинность человека К.Г. Юнгом была сведена к учению о женском архетипе Анимы у мужчин и мужском архетипе Анимуса у женщин. Серьёзное влияние на развитие современной философии пола оказала Симона де Бовуар. Её знаменитая книга «Второй пол», вышедшая в свет в 1949 году, на протяжении многих лет почиталась женщинами всего мира как «новая Библия». В этой работе С. де Бовуар пыталась ответить на ключевые вопросы гендерных отношений, которые интересовали общество на протяжении многих веков. Эту проблематику она рассматривает в историко-философском, биологическом, психологическом и других аспектах. С середины XX века проблема взаимоотношения полов нашла своё отражение в специальных науках - социологии, психологии, биологии, сексологии и др. С 1960-х годов на Западе, а с 1990-х годов в России появилась новая специальная отрасль знаний, которая абсорбировала в себя основы всех наук по социальному взаимоотношению полов - гендерология. Фундаментальными являются работы, посвященные изучению социальной роли и предназначению мужчины в семье и обществе. Зарубежные исследования по данной проблеме связаны с именами Э. Бадинтер, Ш. Берн, С. де Бовуар, П. Бурдье, Р. Коннелла, М. Лерри, М. Месснера и др. Это научное направление развивают и современные отечественные ученые ГА Брандт, В.А.Геодакян, ТА Гурко, Ю.А. Гончаров, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, В.А Рамих, Э.И. Слепян, Е.И.Трофимова, Б.Ц. Урланис, С М. Ушакин, Ж. В. Чернова, Е. Р. Ярская-Смирнова, и др. Научными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и феминологии послужили: Вторая волна феминизма (1950–1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар, Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женских исследований»; Основные положения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов: А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс (акцентировали внимание на угнетенном положении женщин при капитализме, в связи с возникновением частной собственности). В русле марксистского учения о неравенстве мужчин и женщин на производстве, неравенстве внутри общества возникло новое направление феминизма - марксистский феминизм. Опираясь на учения Маркса и Энгельса, исследователи объясняют проблемы дискриминации женщин, разделение труда по признаку пола. Проблемы участия и роли женщины в политике рассматривались в работах Е.А. Архиповой, Л.Браун, A.M. Коллонтай, С.К. Табуровой, А.А.Темкиной, Е.Н.Успенской, О.А. Хасбулатовой. Гендерная проблематика в политических науках присутствует в работах феминистских исследователей: Д. Батлер, Ш. Муфф, К. Пэйтмен, Г. Рубин, Н. Фрейжер, Н. Чодорова (Ходорова), Д. Хубер. Конструирование фемининности и маскулинности, проблемы тела и сексуальности показаны в гендерных исследованиях П.Бурдье, О.В. Великановой, Р.Коннелл, М.Фуко. Подход социального конструирования гендера активно разрабатывался такими зарубежными учеными как И. Гофман, Д. Зиммерман. В отечественной науке значительная часть первых исследований гендерных стереотипов была посвящена выявлению негативных стереотипных женских образов в российской культуре и их репрезентации в СМИ (прежде всего, в рекламе): Н.И. Ажгихина, О.А. Воронина, И.В. Грошев, С.С.Скорнякова. Гипотеза исследования. Положение женщины в современном обществе является в корне ненормальным. Стандарты и требования, предъявляемые женщинам архаичны и несправедливы даже с точки зрения современного права. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является дискриминация женщин по половому признаку в современном обществе. Предмет исследования – жизнь и деятельность А. Дворкин как иллюстрация дискриминации женщин во всех сферах жизнедеятельности, от бытовой до политической. Цель и задачи дипломной работы. Цель работы – иллюстративный анализ способов дискриминации женщин по признаку пола на примере судьбы и работ Андриа Дворкин. На основе поставленной цели в дипломной работе формулируются и решаются следующие задачи: 1. Описать положение женщин в современном обществе и феминного в культуре. 2. Обосновать правомерность требований феминистских организаций на примере жизни и деятельности А. Дворкин. 3. Выявить современные наиболее основные и активные формы дискриминации в условиях заката рациональной парадигмы мышления и деконструкции патриархальных социальных институтов. 4. Проанализировать и обосновать бесперспективность дискриминационной стратегии и политики умалчивания феминной проблематики на базе работ А.Дворкин. Методологические основания исследования. Набор методов и используемых теоретических концептов обусловлен конкретными задачами выбранной темы. Исследование отталкивается от понимания феминизма в постмодернистской традиции и созданных на ее основе методов социогуманитарного познания. Метод монографичности позволяет сосредоточиться на однократности, уникальности предмета, не допускает генерализации, абстрагирования, при этом его анализ не устраняет необходимость выявления общего, закономерного в данной сфере. Монографичность позволяет по типичному случаю судить о сходных. Метод интерсубективноси используеся как способ трансляции феминистсткой информации, которая предполагает адресата в виде непосредственной публики современников или общения с историческим способом освоения мира. Метод телеологичности: феминологическое знание является ценностным по предназначению. Основная роль в обосновании такого рода знания отводится к отсылкам его значения, назначения, осмысленности, полезности, его соотносимости с высшими человеческими ценностями. Метод непосредственной включенности субъекта в предмет исследования: объекты феминистского знания сами являются субъектами познания и постижения, следовательно, познавательные отношения не субъектно-объектные, а субъектно-субъектные. Отсюда основная задача понять другого, не в качестве объекта, а в качестве другого субъекта, как деятельного начала. Научная новизна исследования. Внимание к гендерной проблеме имеет волнообразный характер, собственно с самых истоков. Как только женское движение добивалось выполнения своих весьма ограниченных требований, волна сходила на нет. Данная проблема требует постоянной поддержки и внимания. - Показано, что давление архаичных представлений о месте женщины в обществе имеет место до сегодняшнего дня. Ни одна форма политической системы и экономических отношений не готовы включить в качестве структурных составляющих и автономных, самоценных идеологических единиц женскую практику существования. - Конкретно обоснованы претензии феминистики, предъявляемые властным структурам на примере судьбы и работ американской феминистки А. Дворкин, которая всю свою деятельность посвятила реализации женской гражданской позиции, обличая неудобные, щекотливые темы, нечистоплотные аспекты патриархального мировоззрения. - Показана изощренность и утонченность патриархального унижения женщин в наличной действительности. На фоне развитого правового сознания и права как легитимного и беспристрастного регулятора человеческих отношений, на лицо сегрегация людей по половому признаку по принципу умолчания. С одной стороны, о правах человека заявлено официально и не указывается, что помимо общих качеств «быть человеком» необходимо иметь еще и мужские качества, с другой – на деле оказывается, что право избирательно для людей разных полов. - Так же в работе обоснованы нерациональность, непрактичность и бесперспективность политики дискриминации с точки зрения прогрессивного развития человечества. Условием поступательного развития в работе однозначно заявлено устранение тех форм человеческой активности, которые хоть и являются источником наслаждения, но разрушают человеческий код. Разумный подход к вопросу диктует устранение аморальных форм активности, что имеет прямое отношение к женской эмансипации и установлению диктатуры эгалитарных принципов. Положения, выносимые на защиту: 1. Отмечено, что современные формы взаимодействия полов несвободны от традиционных способов дискриминации не только на уровне обыденного, но и на уровне правовой индифферентности к проблеме и отсутствия политической воли. 2. Обоснованы претензии феминистики, предъявляемые властным структурам на примере судьбы А. Дворкин. 3. Доказано изощренность и утонченность патриархальных норм унижения женщин на рубеже веков (20-21). 4. Обосновано нерациональность, непрактичность и бесперспективность политики дискриминации с точки зрения прогрессивного развития человечества. Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы и интернет источников из 31 наименования. Объем работы – 62 страницы. Глава 1. Феминизм и Андреа Дворкин
|