Сопереживание. Нормы могут мотивировать действие помогающего, выступая в качестве подкрепления со стороны других людей
Нормы могут мотивировать действие помогающего, выступая в качестве подкрепления со стороны других людей, или самоподкрепления. Возникает вопрос, не может ли акт помощи более устойчиво и более непосредственно побуждаться мысленным перемещением субъекта на место нуждающегося в помощи, и предвосхищением улучшения его положения в результате своих действий [D. L Krebs, 1975; V. Е. Stotland, 1969]. В отличие от простых симпатии и жалости сопереживание (эмпатия) субъекта порождаемому им самим позитивному изменению в эмоциональном состоянии нуждающегося в помощи создает своеобразное предвосхищающее замещающее подкрепление, которое могло бы мотивировать деятельность помощи. Чем больше человек способен и склонен к такого рода сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае [J. S. Coke, С. D. Batson, К. McDavis, 1978]. Такое объяснение обогащает наше понимание альтруистического деяния, добавляя к внешнему и внутреннему подкреплению еще один мотивационный принцип— подкрепление сопереживанием. Но каковы эмпирические и теоретические основания введения этого принципа? Прежде всего существуют косвенные свидетельства его правомерности. Сопереживание другому предполагает, что субъект не слишком поглощен собой и своими стремлениями. Как отмечает Берковитц [L. Berkowitz, 1970], в том случае, когда человек в своих переживаниях чрезмерно сосредоточен на себе, его готовность к оказанию помощи на самом деле уменьшается. Вместе с тем радостное настроение, вызванное, например, переживанием успеха («оживляющей теплотой успеха») [А. М. Isen, 1970; А. М. Isen, М. dark, М. F. Schwartz, 1976] или внушенным состоянием приподнятости [D. Aderman, 1972], повышает готовность к помощи. Исследование Дарли и Бэтсона [J. М. Darley, С. D. Batson, 1973] было предпринято с тем, чтобы получить ответ на вопрос, что же могло удержать от оказания помощи священника и левита из притчи о сострадательном самаритянине. Авторы предположили, что оба в отличие от самаритянина были весьма занятыми людьми и, пребывая в постоянной спешке, должны были поспевать сразу во много мест. Преследование своих целей в условиях дефицита времени является одной из форм сосредоточенности на себе, препятствующей акту оказания помощи. Затем авторы предположили, что священник и левит были глубоко погружены в религиозные размышления, и это опять-таки не могло вести к повышению готовности к помощи (авторы, очевидно, не приписывают нормам мотивирующей роли). Этой интерпретацией Дарли и Бэтсон не ограничились и для проверки своей гипотезы провели эксперимент, построенный по образцу рассматриваемой притчи. Студенты-теологи получали (каждый отдельно) задание быстро подготовить 3—5-минутный доклад, который будет записываться на магнитофон в соседнем здании. Для одной половины испытуемых темой доклада была притча о сострадательном самаритянине, для второй—возможности профессиональной деятельности священнослужителя, не связанные с выполнением функций духовника. При подготовке доклада испытуемые в разной мере ставились в ситуацию дефицита времени (он мог быть сильным, умеренным или вовсе отсутствовать). По дороге к соседнему зданию испытуемые проходили мимо лежащего человека в разодранной одежде, физическое состояние которого было безусловно плачевным. Результаты представлены в табл. 8.1. Как и ожидалось, по мере ужесточения дефицита времени помощь становилась все более редкой. Но вопреки ожиданиям авторов поглощенность размышлениями на тему помощи оказалась по сравнению с размышлениями на нейтральную тему более благоприятной для осуществления действий помощи [А. G. Gre-enwald, 1975a]. Таблица 8.1
Средние показатели оказания помощи при мысленной сосредоточенности на теме помощи и нейтральной теме в условиях дефицита времени [J. М. Darley, С..D. Batson, 1973. р. 105]
|