Сопереживание в свете теории научения. В целях прямого доказательства эмпатийного подкрепления Аронфрид [J
В целях прямого доказательства эмпатийного подкрепления Аронфрид [J. Aronfreed, 1970] разработал теоретическую концепцию, согласно которой в основе альтруистического поведения лежит предрасположенность к сопереживанию эмоционального состояния другого человека:
«Более рационально понятие альтруизма можно ограничить -выбором действия, которое, по крайней мере, частично определяется ожиданием последствий, полезных другому человеку, но не самому субъекту. Однако ожидаемые для другого человека последствия не обязательно лишены аффективного (и подкрепляющего) значения для субъекта действия, несмотря на то что непосредственно полезных для субъекта результатов альтруистический компонент действия не предусматривает. Если последствия действия для другого человека ощутимы и конкретны, их эмоциональное значение для субъекта действия может передаваться способностью к эмпатической, или замещающей, реакции на признаки, непосредственно выражающие состояние другого человека (например, на экспрессивные признаки, непосредственно выражающие аффективное состояние другого). Точно так же субъект может сопереживать (или заменять) подкрепляющие аффективные последствия альтруистического поведения благодаря способности мысленному представлению результатов воздействия своего поведения на другого человека. Таким образом, непосредственная наблюдаемость эффекта действия не является необходимым условием для-эмоциональной поддержки альтруистической мотивации» [р. 105]. Аронфрид и Паскаль [J. Aronfreed, V. Paskal, 1965; см. также: J. Aronfreed, 1970] попытались доказать существование эмпатийного подкрепления в экспериментах с детьми. Речь шла о моделировании в эксперименте процесса научения мотивационному значению подкрепления сопереживанием, т. е. эмпатического соучастия в происходящем в результате действия субъекта положительном изменении эмоционального состояния нуждающегося в помощи. Такого рода процесс научения может также способствовать формированию в смысле теории социализации альтруистической диспозиции. Эксперимент проводился в два этапа. На первом, построенном по схеме классического обусловливания, экспрессивные признаки изменения эмоционального состояния другого человека, появляющиеся вслед за определенным стимулом, связывались с направленным в ту же сторону изменением эмоционального состояния ребенка. На втором, построенном по схеме инструментального обусловливания, происходило научение действию, вызывавшему в другом человеке признаки позитивного эмоционального сдвига. Один из опытов происходил следующим образом. Ребенок вместе с экспериментатором сидел перед ящиком с двумя рычагами. При нажатии на один рычаг из ящика выпадала конфета, при нажатии на другой—на 3 с вспыхивал красный свет. Лишь на второе из этих действий ребенка экспериментатор реагировал выражением радости (улыбаясь, он неотрывно смотрел на красный свет и говорил: «Вот он красный свет»). Затем, не отводя взгляда от красного света, он ласково обнимал ребенка. На втором этапе экспериментатор сидел перед ящиком и видел красный свет. Ребенок мог выбирать между красным светом (приносившим радость экспериментатору) и конфетой для себя. В сравнении с испытуемыми двух контрольных групп, которые на первом этапе опыта имели дело либо с радостными эмоциями экспериментатора, либо с его ласковым объятием, дети, испытавшие то и другое вместе, чаще выбирали красный свет, причем они выбирали его чаще, чем конфеты. Как показало более позднее исследование Мидларского и Бриана [Е. Mid-larsky, J. Bryan, 1967], описанный эффект наблюдается и при обратном порядке следования выражения эмоции (улыбка) и эмоционально положительного воздействия на субъекта (объятие). Таким образом, при созвучности сопереживания эмоциональному настрою другого человека дети отказываются от материального вознаграждения, чтобы доставить другому радость. Причем они быстро научались не только тем действиям, которые подкреплялись альтруистическим воздействием радости другого человека, но также и тем (вначале их показывал экспериментатор), которые подкреплялись облегчением страданий другого [J. Aronfreed, 1970]. Хоффман [М. L. Hoffman, 1975] суммировал накопленные в психологии развития данные о становлении способности к сопереживанию. По его мнению, предпосылками способности ставить себя на место находящегося в бедственном положении и вмешиваться в ситуацию, бескорыстно оказывая помощь, являются развитие устойчивости личности, принятия ролей (в том числе принятие позиции субъекта морального суждения) [см.: L. Kohlberg, 1969; К. Н. Rubin, Е. W. Schneider, 1973; R. Hogan, 1973], а также самоотождествление индивида. Под воздействием индивидуального опыта на этом фундаменте строится в качестве личностной диспозиции самостоятельный альтруистический мотив (мотив помощи). В более поздней теории развития эмпатии Хоффман [М. L. Hoffman, 1978] за основу деятельности помощи, как ее мотивирующего посредника, взял эмпатическое сострадание, складывающееся из двух компонентов: эмоционально-активационного и социально-когнитивного. Первый уже может наблюдаться у очень маленьких детей, не способных еще к различению своих и чужих переживаний. Эмоциональное возбуждение может основываться на различных процессах—на классическом обусловливании реакции, на сопереживании посредством моторного подражания или на представлении себе того, как человек должен был бы себя чувствовать на месте нуждающегося в помощи. Социально-когнитивный компонент эмпатического сострадания в процессе развития появляется не сразу и меняется в основном соответственно тому, что нам известно о развитии принятия ролей. Как только ребенок, приблизительно в конце первого года жизни, начинает отличать себя от других людей, он, по мнению Хоффмана, быстро проходит через различные ступени зрелости способности к эмпатии, характеризующиеся постоянным ростом возможностей понимания других людей. В ходе этого развития ребенок становится все более способным сострадать другому человеку.
|