В отличие от Аронфрида, разрабатывавшего понятие «сопереживание» как основу альтруистической мотивации в русле теории научения, Хорн-стейн [Н. A. Hornstein, 1972; 1976] попытался сделать это с позиций теории поля. К трем причинам, которые, по мнению Левина, ведут к образованию напряженных систем (истинные потребности, квазипотребности и нормативные требования), Хорнстейн добавил четвертую, так называемую сопутствующую напряженность. Это понятие означает, что человек как бы «соиспытывает» сложившееся в другом напряженное состояние и сопутствующие ему психологические силы (направленные к центру целевой области или от него).
За возникновение сопутствующей напряженности ответственны следующие факторы: (1) валентность, которой обладает для самого субъекта область цели другого человека; (2) оцениваемая субъектом валентность цели другого человека для этого последнего; (3) оцениваемое субъектом расстояние между другим человеком и его целью в психологическом пространстве. Поскольку при исследовании эффекта Зейгарник выяснилась возможность разрядки, связанной с незаконченным заданием напряженной системы при завершении этого задания другим членом группы [М. Deutsch, 1949], то можно предположить, что, напротив, неудавшаяся человеку попытка с чем-либо справиться может порождать напряженную систему в другом. Предпосылкой такого эмпатического переноса напряжения является испытываемое субъектом (потенциальным субъектом акта помощи), наблюдающим за попавшим в беду или в затруднительное положение человеком, чувство сопринадлежности. Переживание сопринадлежности возникает при наличии, по меньшей мере, следующих условий: (1) цели обоих субъектов в данной ситуации связаны между собой; (2) существует основа для. межличностного сближения; (3) оба принадлежат к одной и той же социальной группе.
Объяснительную ценность своего опирающегося на теорию поля подхода для понимания эмпатической деятельности помощи Хорнстейн продемонстрировал собственными исследованиями, проводившимися по методике «потерянного письма» [Н. A. Hornstein et al., 1968]. В этих исследованиях степень совпадения валентностей целевой области определялась отношением потерявшего и нашедшего письмо к его содержанию. Из содер-. жания письма можно было также сделать заключение о психологическом расстоянии его автора до желаемой цели. Большинство испытуемых проявляли готовность к помощи (т. е. отсылали найденное письмо): (1) если разделяли отношение отправителя к теме письма, (2) последний выражал в своем письме сильное стремление достигнуть цели и (3) цель была близка.