Теоретико-мотивационная концепция Шварца
Детальную концепцию в теории мотивации разработал (в виде модели принятия морального решения) Шварц [S. H. Schwartz, 1968; 1970; 1973]. Предложенная им модель связывает воедино три аспекта любого морального действия: «Во-первых, моральные решения с необходимостью ведут к межличностным действиям, имеющим следствием благо других людей. Во-вторых, эти решения можно назвать моральными только тогда, когда принявший их человек признается ответственным лицом, т. е. субъектом, избравшим данное действие по своей воле и со знанием дела, а также имевшим возможность поступить иначе. Наконец, вытекающие из моральных решений действия и ответственное за них лицо оцениваются как хорошие или плохие в соответствии с теми последствиями, которые эти действия имеют для блага других людей. Критериями таких оценок являются принятые в культуре определения хорошего и плохого межличностного поведения, т. е. моральные нормы» [S. H. Schwartz, 1970, р. 128]. Первый аспект составляет осознание последствий собственного действия (или бездействия) для благополучия других людей {осознание последствий). Осознание последствий своего действия для блага другого в каждом конкретном случае зависит отчасти от обстоятельств ситуации, но отчасти и от личностных факторов. Специфической особенностью личности может, например, быть способность и готовность сопережить состояние другого человека. Если действие субъекта как-то затрагивает благополучие другого, то значение приобретает второй аспект: в какой мере человек должен приписать ответственность за свое действие и его последствия для других себе, а не внешним обстоятельствам {приписывание себе ответственности). Здесь опять-таки ситуационные и личностные факторы тесно взаимодействуют. Если человек считает, что вынужден оказывать помощь, его готовность к помощи будет меньшей, чем в случае, когда он волен решать, помогать или не помогать [I. A. Horowitz, 1968]. Вместе с тем готовность взять на себя ответственность за действие является одним из параметров индивидуальных различий. Наконец, третий аспект представлен моральными (или просоциальными) нормами, которые предписываются обществом и отчасти или же полностью принимаются личностью в качестве внутренних императивов. По мнению Шварца, такие нормы управляют деятельностью не непосредственно и не автоматически, а лишь в той мере, в какой наличествуют два первых аспекта: осознание последствий для других людей и приписывание себе ответственности. В целом модель мотивации просоциальной деятельности предполагает трехстадийную организацию процесса принятия решения. Шварц [S. H. Schwartz, 1968] разработал методики диагностики личностных диспозиций, значимых на первых двух стадиях. Осознание последствий измерялось им с помощью полупроективного методического приема: испытуемый должен был письменно прокомментировать предложенный ему рассказ с позиций проносящихся в голове персонажа мыслей, прежде чем тот придет к какому-либо решению. Комментарий оценивался с помощью 24 категорий анализа содержания, релевантных суждениям, выражающим самооценку и позицию героя. Степень совпадения оценок разных экспертов оказалась вполне удовлетворительной (93%). Полученные значения не обнаружили взаимосвязи ни с приверженностью к просоциальным нормам, ни с тенденцией к социально желательным ответам. В качестве примера приведем одну из предлагавшихся историй. «Когда в субботу будильник зазвонил в 7.30 утра, Боб перевернулся и со вздохом выключил его. Он лег очень поздно и не имел никакого желания в такую рань вылезать из постели на холод. Затем он вспомнил, что друзья должны заехать за ним ровно в восемь. Они собирались в этот день покататься на лыжах и договорились отправиться пораньше, чтобы избежать транспортных пробок и толп людей. Этот день Боб предвкушал заранее. Он знал, что если немедленно не встанет, то заставит всех ждать. Лежа в постели, Боб изо всех сил старался подняться. Вопрос: Какие мысли и чувства могут проноситься в сознании Боба, пока он спорит сам с собой о том, что же ему делать?» [S. H. Schwartz, 1970, р. 134]. Приписываемая себе ответственность измерялась степенью согласия с 24 положениями, относящимися к социальным установкам и описанию себя (например: «Сильная занятость и нарушенное душевное равновесие не извиняют совершения такого поступка, от которого в нормальных условиях человек воздержался бы»). С осознанием последствий приписываемая себе ответственность не коррелировала. В исследовании, направленном на проверку своей модели принятия решения, Шварц [S. H. Schwartz, 1968] сопоставил показатели осознания последствия и приписываемой себе ответственности студентами нескольких общежитии со значимыми для них нормативными ценностями и фактическим поведением (оцениваемым живущими с ними соседями по комнате) в повседневных ситуациях (готовность помочь, надежность и т. д.) Исследователь предположил, что соответствие (корреляция) между нормами, указанными в качестве внутренне обязательных, и фактическим просоциальным поведением будет наблюдаться только тогда, когда одновременно отчетливо выражены личностные диспозиции осознания последствий и приписываемой себе ответственности. Действительно, по мере усиления выраженности этих диспозиций корреляция между нормами и поведением помощи становилась все более выраженной, что видно из табл. 8.3, содержащей коэффициенты корреляции для соответствующих подгрупп. Более тщательный анализ показывает, что соответствие норм и фактического поведения помощи наблюдается, только когда обе личностные переменные одновременно принимают высокие значения (см. нижнюю строку таблицы). Позднее Шварц [S. H. Schwartz, 1977] усовершенствовал свою концепцию принятия решения, преобразовав ее в процессуальную модель с рядом последовательных шагов. Мотивацию, побуждающую к оказанию помощи, он видит в переживании личной моральной обязанности вмешаться и оказать помощь. Это переживание морального долга основано на актуализации когнитивных структур внутренне обязательных норм. Причем под влиянием требующей помощи ситуации (ее восприятия и оценки) структура норм в большей или меньшей степени преобразуется так, чтобы максимально соответствовать этой ситуации. Активации такой структурной перестройкой особенно способствует осознание субъектом последствий своего действия дпя нуждающегося в помощи человека. Однако на следующей, третьей стадии рассматриваемого процесса переживание морального долга может снова уменьшиться и быть нейтрализованным защитными механизмами, заставляющими усомниться в целесообразности или уместности оказания помощи. Решающую роль при этом играет процесс отрицания ответственности. В качестве личностной диспозиции отрицание ответственности представляет собой простую противоположность ранее введенной Шварцем переменной «приписываемой себе ответственности». Таблица 8.3
Коэффициенты корреляции между суммарным индексом личностных норм и показателем фактических просоциальных действий (по оценкам соседей по 'общежитию). Количество испытуемых в подгруппе колеблется от 23 до 54 [К. Schwartz, 1970 р. 135]
В расширенной процессуальной модели, как и в предшествующей ей модели принятия решения, мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение «мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства» [S. Н. Schwartz, 1977, р. 226]. Итак, можно сказать, что мы имеем дело с моделью привлекательности самооценок. Шварц отличает от нее два других типа мотивации деятельности помощи: эмоциональное или эмпатическое возбуждение и актуализацию социальных ожиданий. В последнем случае оказание помощи зависит от соотношения позитивных и негативных оценок со стороны других людей, т. е. от расчета соотношения затрат и пользы, что лишает просоциальное поведение альтруистического характера. Что касается предшествующего варианта — эмпатического возбуждения, то, как мы видели выше, он лежит в основе подходов к объяснению действия помощи, предложенных Аронфридом [J. Aronfreed, 1968], Хорнстейном [Н. A. Hornstein, 1972] и Хоффманом [М. L. Hoffman, 1978]. Синтез основанного на эмоциональной эмпатии подхода с представлениями, в которых главную роль играют внутренне обязательные для личности нормы, Шварц считает желательным, однако пока не вполне осуществимым. В своей процессуальной модели альтруистического действия Шварц различает складывающиеся из 9 этапов 4 стадии: актуализацию личной ответственности, актуализацию моральной обязанности, проверку и отклонение и, наконец, действие (или бездействие). Более конкретно эти фазы выглядят следующим образом: «I. Стадия актуализации: восприятие нужды и ответственности. 1. Осознание того, что человек находится в состоянии нужды. 2. Понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение. 3. Признание своей способности содействовать такому облегчению. 4. Восприятие себя в определенной мере ответственным за изменение ситуации. II. Стадия обязанности: конструирование норм и зарождение переживания моральной обязанности. 5. Активизация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных норм. III. Стадия защиты: рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка. 6. Определение затрат и оценка возможных исходов (если какая-либо из реакций приводит к очевидно оптимальному балансу затрат, то следующие два этапа могут быть пропущены. В противном случае за этапом 6 следуют 7 и 8 и процесс оценивания повторяется один или несколько раз). 7. Переопределение ситуации и ее переоценка посредством отрицания: а) состояния нужды (его реальности или серьезности); в) ответственности за свое действие; с) уместности актуализованных перед этим норм или чего-либо другого. 8. Повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок. IV. Стадия реакции. 9. Действие или бездействие» [S. Н. Schwartz 1977, р. 241 ].
Для большинства из этих стадий Шварц к настоящему времени может уже представить данные, подтверждающие их наличие. Мы ограничимся здесь рассмотрением фактов, относящихся к этапу 7в и показывающих, как переживание моральной обязанности ослабляется под влиянием присущей индивиду большей или меньшей склонности к отрицанию личной ответственности и в результате не проявляется в действии (или проявляется в ослабленном виде). В одном исследовании Шварца [S. Н. Schwartz, 1973] случайная выборка из 253 женщин, работавших в управленческом аппарате, под видом общенационального опроса должна была заполнить опросник, касавшийся пересадки органов. Опросник содержал наряду с прочими вопросами шкалу отрицания ответственности, а также вопрос о том, насколько человек чувствует себя морально обязанным пожертвовать часть своего костного мозга незнакомому больному, страдающему лейкемией. Через 3 мес 132 участвовавшие в опросе женщины получили (на этот раз якобы от совершенно иной инстанции, а именно от известного специалиста в области трансплантации) приглашение включить свое имя в список потенциальных доноров костного мозга. Одновременно с этим приглашением им сообщали более подробные сведения об операции пересадки костного мозга, ее проблемах и способах осуществления. Добровольцы должны были сдать кровь на анализ местному врачу с тем, чтобы в лабораторном центре была установлена их индивидуальная группа костного мозга и данные о ней вошли в общенациональную картотеку доноров, составляемую для удовлетворения будущих потребностей. Получившие такое приглашение могли ответить на него одним из четырех способов: (1) не заинтересованы; (2) требуется дополнительная информация; (3) предположительно согласен, однако хочу проконсультироваться со своим врачом; (4) согласен, запишите меня в донорский список. Те, кто не ответил на полученное приглашение, считались наотрез отказавшимися (и получали О баллов). На основе показателей, полученных по шкале отрицания ответственности, все испытуемые были разделены на 3 группы. Корреляции между принятием нормы моральной ответственности и готовностью стать донором костного мозга, рассматриваемой в качестве показателя альтруистического действия, представлены в табл. 8.4. Рост коэффициентов корреляции между нормой и действием по мере ослабления отрицания ответственности может быть интерпретирован следующим образом: первоначально переживаемая обязанность ведет к совершению альтруистического акта в той мере, в какой она не будет частично или полностью нейтрализована ни окончательным решением, ни индивидуальной предрасположенностью к отрицанию ответственности. Результаты другого проведенного по аналогичной схеме исследования (в нем студентам предлагалось читать вслух у себя дома детям из школы для слепых) еще более показательны. Таблица 8.4
Коэффициенты корреляции между нормами морального долга и альтруистическим действием для испытуемых с различным отрицанием ответственности [S. H. Schwartz, 1977, п. 259]
В заключение следует отметить, что представленные в модели Шварца личностные переменные— принятые личностью нормы, осознание последствий и приписываемая себе ответственность (или отрицание таковой)—кажутся весьма многообещающими в качестве показателей просоциального мотива оказания помощи, а, возможно, также и показателей такого антисоциального мотива, как агрессия. Личностные диспозиции оказывают, по-видимому, решающее влияние на восприятие и оценку не только тех бедственных положений, с которыми субъект сталкивается внезапно и в которых он не имеет времени тщательно обдумать свое решение, но и конкретной ситуации помощи. Что касается просоциальных норм, то следует отметить, что присвоенные личностью внутренне обязательные нормы (при отсутствии искажающего влияния тенденции социальной желательности) занимают в этой иерархии ценностей более высокое место, чем общезначимые (предписанные обществом) правила поведения.
|