Двухступенчатая модель опосредованной сопереживанием помощи
К настоящему времени объяснение роли сопереживания при оказании помощи наиболее разработано Коком, Бэтсоном и Мак-Дэвисом [J. S. Coke, С. D. Batson, К. McDavis, 1978]. Они предложили двухступенчатую модель, согласно которой принятие на себя роли нуждающегося в помощи (постановка себя на его место) сначала порождает эмоцию сопереживания, которая, в свою очередь, ведет к осуществлению действия помощи. Как таковая постановка себя на место другого, если она не сопровождается опосредующей эмоцией сопереживания, оказанию помощи не способствует. Эту каузальную зависимость авторы подтвердили с помощью весьма остроумных экспериментов. Для обоснования ключевой роли эмоции сопереживания в совершении действия помощи эта эмоция в результате спровоцированной экспериментатором неверной атрибуции отъединялась в первом из экспериментов от своего источника, а во втором благодаря фальсифицированной обратной связи, указывавшей на вегетативное возбуждение (см. в гл. 4 эффект Валинса), создавалась и усиливалась искусственно. В обоих исследованиях испытуемые-женщины узнавали из якобы готовящегося сообщения университетского радио о нуждающейся в помощи студентке. В первом эксперименте они должны были либо ставить себя на место этой студентки (побуждение к принятию роли), либо обращать внимание на методическую сторону подготовки сообщения. Речь шла о тяжелом горе (в результате гибели обоих родителей в автомобильной катастрофе студентка осталась одна с маленькими братьями и сестрами и просила о почасовой помощи для присмотра за детьми). В предшествующем этому маскирующем эксперименте испытуемые под каким-либо предлогом принимали лекарство (плацебо)^ которое в одном случае должно было, согласно инструкции, вести к расслаблению, а в другом—к возбуждению. В соответствии с рассматриваемой гипотезой эмоциональное сопереживание нуждающейся в помощи студентке, возникающее под влиянием инструкции поставить себя на ее место, должно было в случае медикаментозного возбуждения ошибочно атрибутироваться и не способствовать оказанию помощи. В случае медикаментозного расслабления этого не должно было происходить. Результаты полностью подтвердили ожидания. Самого по себе принятия роли оказалось недостаточно [сравни: L. A. Kurdek, 1978], необходимо вмешательство вызванной этим принятием эмоции сопереживания. Если же эта эмоция не вызывается (в описанном случае это достигалось экспериментально спровоцированной ложной атрибуцией возбуждения), то готовность к помощи остается столь же незначительной, как и при инструкции, направляющей внимание на методику подготовки сообщения. Активизация поведения помощи наблюдается, только когда подстановка себя на место другого вызывает эмоциональное возбуждение сопереживания, адекватно отражающее бедственное положение нуждающегося в помощи [близкого в теоретическом отношении подхода к объяснению морального действия придерживаются: R. A. Dienstbier, D. Hillman, J. Lehnhoff, J. Hillman, M. С. Valkenaar, 1975]. Второе исследование было направлено прежде всего на выяснение того, какие именно эмоции способствуют оказанию помощи. Идет ли речь о тех же эмоциях, которые испытывает другой человек, и субъект стремится помочь, как бы исходя из собственного (сопережитого) несчастья (из такой возможности следует понимание мотивации помощи как альтруистической), либо это неприятные личные переживания, от которых субъект хотел бы освободиться, помогая другому? На подготовительной стадии опыта были отобраны названия эмоций, соответствующие переживаниям первой и второй групп. На этот раз потребность в помощи, о которой узнавали испытуемые, была вполне заурядной (одна студентка, будучи стеснена в средствах, искала бесплатных испытуемых). С помощью фальсифицированной обратной связи о показателях вегетативного возбуждения одной половине испытуемых внушили, что они очень взволнованы, второй—что их эта информация не затронула. Прежде чем испытуемые могли предложить студентке свои услуги, они должны были в списке эмоций отметить те, которые пережили, слушая сообщение о потребности в помощи. Ожидалось, что испытуемые с внушенным высоким возбуждением будут переживать более сильные эмоции сопереживания и выкажут большую готовность к помощи по сравнению с теми, кому сообщили об отсутствии возбуждения. Гипотезы опять-таки вполне подтвердились. Внушенное возбуждение благоприятствовало оказанию помощи, однако лишь в той мере, в какой оно приводило к эмоциям сопереживания, а не к замкнутому на самом субъекте негативному эмоциональному состоянию. Это каузальное опосредование удалось подтвердить основанной на анализе пути оценкой. Решающим, таким образом, является то, что в центре переживаемых эмоций стоит нуждающийся в помощи человек [сравни: D. L. Krebs, 1975]. Представляется, что эмоциональное переживание состояния нуждающегося в помощи как раз и побуждает к действию, вызывая альтруистическое (а не эгоистическое) стремление помочь найти выход человеку, оказавшемуся в затруднительном положении.
|