Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока.
До начала XX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть такие регионы Западная, Южная, Восточная Сибирь и Дальний Восток. На территории Сибири и Дальнего Востока проживало огромное количество народов с разными уровнями развития и которые вели разный образ жизни (оседлый(живущие в городах или селениях), кочевой(кочующие земледельцы) и бродячие(свободно переходящие из губернии в губернию))::чукчи (низкий уровень развития с элементами матриархата), ханты и манси (полуосёдлый образ жизни, занимались в основном охотой и рыболовством), ненцы и эвенки (более развитые формы патриархально- родового строя), буряты и якуты (находились при освоении Сибири и Дальнего Востока на стадии разложения первобытно- общинного строя, выделения знати, вели полуосёдлый образ жизни и постепенно переходили к феодальным отношениям), дауры (находились на совсем ранних стадиях первобытно- общинных отношений) у них существовало патриархальное рабство и зарождалось выделение знати) и другие. Взаимоотношения царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока можно разделить на несколько этапов: 1) 17 век – нач. 18 - полностью сохранены старые формы общественного устройства, правительство как собственник земли довольствовалось сбором ясака. 2) 1720-1820 - принятие первых актов, направленных на обеспечение взаимодействия коренных сибирских народов с русскими администраторами, купцами и т.д. Формирование синтеза путей и способов управления. 3) 1820-1917 - Цель правительства - приведение образа жизни коренных народов края в соответствие с общероссийскими канонами. В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной административной автономией и более разветвленной системой управления. Национальная политика в этом регионе складывалась из универсальных принципов Российского государства в этой сфере: 1. политическое сотрудничество с национальными элитами, интеграция их в росс элиту (Карамзин – Карамурза, Тургенев – князь Турген; но в Сибири до XVII местных князьков нельзя было подтянуть, т.к. не было крепостных и частного землевладения);2. невмешательство во внутреннюю структуру и веротерпимость;3. инородцы имеют преимущества (налоговая политика, крепостное право);4. национальность не имеет значение на пути карьерного роста;5. народы – полноправный субъект российской истории (татары активно участвовали в Ливонской войне; 1814 – парад русских войск в Париже: буряты на низкорослых лошадках; Азовские походы, Северная война) Важнейшей предпосылкой формирования системы управления явились особенности заселения края русскими. Сибирь заселялась, с одной стороны, служилыми людьми,; с другой стороны, за Урал переходили русские крестьяне, привлеченные местными просторами, богатыми угодьями и отсутствием здесь крепостного права. Крестьяне образовывали посадские и сельские сообщества, отличные от российских, так как в их основе уже не лежала традиционная община. Главной задачей местной администрации в отношениях с коренным населением было обеспечение поступления ясака в казну, это было возможно лишь при сохранении численности "ясачных". Для этого принимались все меры. Так местные власти не имели права самостоятельного вынесения смертного приговора "ясачному " человеку. Царские грамоты предписывали угодий у ясачных людей не отнимать. Крестьян селили только в тех местах, достоверность незаселенности которых подтверждали коренные жители. Народы Сибири не были истреблены пришельцами, как это произошло с индейцами многих регионов Америки или тасманийцами. Они, в основном, сохранили свой бытовой уклад, свой язык. Объективно, процесс присоединения Сибири способствовал прогрессу коренных народов. Правовой основой ясачной политики российских властей являлись, с одной стороны, "Соборное Уложение" — общегосударственный кодекс 1649 г., а с другой — частные акты. В 1821 году для решений всех проблем края был образован специальный комитет, вошедший в историю как Первый Сибирский комитет. Его возглавил Министр внутренних дел Кочубей. Помимо этого, в 1822 году был утверждён «устав об управлении инородцами», по которому инородцы разделялись на 3 группы: осёдлые(торговцы и землевладельцы, живущие в городах и селениях, постоянно работающие по найму в хозяйствах русских и проживающие смешанно с ними- главным образом сибирские татары), кочевые(занимающие определённый места, с течением года переменяемые- буряты, якуты, эвенки..), бродячие(охотники- ловцы- ненцы, коряки, юкагиры..) После проведения многочисленных реформ (изменение административно-территориального деления, становление Омска столицей) Николай первый в 1852 году утвердил проект Чернышева по организации Второго Сибирского комитета. Этот комитет должен был собирать все сведения о Сибири, вникать в нужды её населения, следить за развитием экономики, рассматривать предложения и жалобы населения. Целью создание этого комитета было объединение Сибири и России в одно целое, не забывая о местных, многолетних традициях и особенностях. В 1898 году императором было утверждено положение «о видах на жительство для инородцев), согласно которому «туземцы» могли сами выбирать место своего проживания, покидая которое, она были обязаны оформить годичный паспорт. Несмотря на благополучные реформы, проводимый Россией в отношении Сибири на протяжении многих лет, в 20 веке царское правительство допустило ряд грубых ошибок, которые привели к ухудшению положения сибирских народов и сокращению их численности: очередное административно-территориальное деление на волости, мобилизация коренного населения в ходе Первой Мировой Войны.Результатом этих ошибок стало беспристрастное отношение народов Сибири и Дальнего Востока к падению самодержавия 1917 года и попыткам его восстановления.
|