Христианская концепция изложена в первых книгах Бытия, где утверждается, что религиозность есть естественное состояние человека. До грехопадения человек жил в раю, и знание о Боге для него было естественным - как для нас естественным является знание о внешнем мире. Адам и Ева могли разговаривать с Богом, и поэтому существование Бога для них было очевидным. Затем в результате грехопадения человек был изгнан из рая, и непосредственное общение с Богом прекратилось. Но знание о существовании некоего божественного мира в человеке постоянно сохранялось, во-первых, потому что душа есть образ и подобие Божие и человек видит этот образ, видит Бога в своей душе, а, во-вторых, потому что предания о давних временах, когда люди жили в раю, естественно, передавались потомкам. Это истинное знание об истинном Боге все больше и больше искажалось, но попытки получить это знание в человеке не прекращались. И поэтому человек, пытаясь найти Бога, стал принимать за Бога различные естественные явления и поклоняться им. Такими объектами для поклонения могли быть солнце, земля, вода, которые являются определяющими жизненными факторами для человека; могли быть какие-то животные, растения и т.п. Поэтому появляются различные культы: солнечные, матери-земли, различных животных-тотемов и т.д. Поэтому происхождение религии связано с тем, что, как пишет апостол Павел, люди «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим 1:25). В книге Премудрости Соломона сказано, что «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила» (Прем. Сол. 13:1-2).
Эта концепция получила название прамонотеизма, т.е. первоначального монотеизма. Вначале человечество было монотеистическим, верило в одного Бога, затем же оно потеряло истинную веру и придумало себе различных богов, обожествив явления природы. Люди приняли за Бога или за богов (они уже не знают, сколько богов в мире) некоторые естественные силы и явления. Но что значит обожествить? Обожествить – значит наделить что-то божественными чертами. А для того, чтобы наделить нечто божественными чертами, нужно иметь какое-то знание о Боге. Человек, обожествляя, скажем, Солнце, просто, если можно так сказать, обознается. Представим себе такую ситуацию: мы идем по улице и видим, что впереди идет наш знакомый. Мы его окликаем, человек оборачивается, и мы понимаем, что обознались. Мы приняли некоего неизвестного нам человека за своего знакомого, мы наделили его чертами своего знакомого. Мы ошиблись, обознались. А обознаться можно лишь тогда, когда у нас есть некоторое знание о том, кого мы хотим увидеть. Примерно то же самое происходит и с человечеством, создающим языческие религии. Обожествить что-либо, не зная Бога, хотя бы смутно, невозможно в принципе. Обожествить - это наделить божественными чертами, что невозможно, не зная, каковы эти черты.
В этом плане интересен случай, о котором рассказал известный физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман. Сам Фейнман был атеистом и приводил это как пример того, как естественным путем происходит обожествление неких вещей и создание религиозного культа. Для Фейнмана это был аргумент в пользу того, что религия возникает естественным путем. Он пишет: «У тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны - он диспетчер, - и они ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует»[19]. Но в действительности этот пример говорит о другом. Люди приняли самолет за Бога. Конечно, до встречи с американцами они никогда не видели, как «железная птица» спускается с неба, с нее выходят живые существа, привозят хорошие вещи, опять улетают. Конечно, для них это чрезвычайно необычное явление. И поэтому они решили, что вот это и есть Бог. Понятно, что они стали поклоняться самолетам.
Итак, истинная религия возникает в результате откровения Бога людям. Но далеко не все могут удержаться на этой высоте открывшейся человеку божественной истины. Тогда человек начинает приспосабливать к своему уровню понимания данное богооткровенное знание, упрощает его, создавая, таким образом, разнообразные религии. Таким образом возникает и дохристианское язычество, и иудаизм, появившийся вследствие непринятия иудеями Христа как Богочеловека, и мусульманство, упростившее христианство до уровня рассудочного его понимания (Единый Бог-Троица заменяется единым Аллахом, Богочеловек Иисус Христос считается просто человеком и т.д.). Следовательно, многообразие религий на земле говорит не о том, что все религии ложны, поскольку ни одна якобы не может доказать свою истинность, а потому, что все религии в разной степени приближаются к истине, христианство есть полная и абсолютная истина, и лишь атеизм, отрицая в принципе бытие Божие, никак не соотносится с истиной.