Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики - все они являются вообще подражанием. А отличаются они друг от друга тремя чертами. Во всех их воспроизведение совершается ритмом, словом и гармонией, и притом или отдельно, или всеми вместе.
II. Различие видов поэзии в зависимости от предметов подражания
Так как поэты изображают лиц действующих, то они представляют людей или лучшими, или худшими, или такими же, как мы.
III. Различие видов поэзии в зависимости от способов подражания: а) объективный рассказ (эпос); b) личное выступление рассказчика (лирика); с) изображение событий в действии (драма) ".
IV. Естественные основы поэзии.
Поэзию создали две причины, притом естественные. Во-первых, подражать присуще людям с детства; Во-вторых, подражание всем доставляет удовольствие.
V. Определение комедии и ее развитие. Различие между эпосом и трагедией по их
объему.
Трагедия старается, насколько возможно, оставаться в пределах одного круговорота солнца или немного выходить из него, а эпическая поэзия не ограничена временем.
VI. Определение трагедии. Трагическое очищение. Элементы трагедии. Сравнительное значение действия и фабулы в трагедии.
Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.
В каждой трагедии непременно должно быть шесть (составных) частей: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция.
VII. Понятие о цельности и законченности действия в трагедии.
У нас уже принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия законченного и целого, имеющего определенный объем. Целое — то, что имеет начало, середину и конец.
VIII. Понятие о единстве действия в трагедии. Фабула должна быть воспроизведением единого и притом цельного действия. А части событий должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое. IX. Задача поэта. Различие между поэзией и историей. Задача поэта — говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться, о возможном по вероятности или необходимости. Поэзия содержит в себе более философского и серьезного элемента, чем история: она представляет более общее, а история — частное. X. Действие простое и запутанное. XI. Элементы запутанного действия: перипетия и узнавания. XII. Внешнее деление трагедии на части: пролог, эпизодий, эксод, парод, стасим, песни со сцены и коммы. XIV. Как следует вызывать сострадание и страх.
XV. Характеры героев трагедии.
Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и важнейшее — чтобы они были благородны. Второе условие — соответствие (характеров действующим лицам). Третье условие — правдоподобие. Четвертое условие — последовательность.
XVI. Виды узнавания.
XVII. Советы поэтам — как следует писать трагедии: необходимость ясно представлять и переживать самому то, что поэт изображает. Развитие сюжета.
поэт, создавая трагедию, должен представлять в общих чертах, а потом вводить эпизоды и расширять. После этого следует, уже дав имена (действующим лицам), вводить эпизодические части.
XVIII. Завязка и развязка.
Видов трагедии четыре. Трагедия запутанная, которая целиком состоит из перипетии и узнавания. Трагедия патетическая, трагедия нравов, четвертый вид — трагедия фантастическая.
XIX. Правила диалектического развития мысли в трагедии — предмет риторики.
XXIII. Переход к эпической поэзии. Отличие эпоса от истории. Превосходство Гомера над другими эпическими поэтами.
В непрерывной смене времен иногда происходят одно за другим события, не имеющие общей цели.