Тайна тысячелетней значимости Платона. "платос" - в переводе "широкий"
Годы жизни 427 - 347 гг до н.э. "платос" - в переводе "широкий" Примерно в 20 лет он встретил Сократа, после чего он сжёг все свои стихи (до того был поэтом) и ушёл в ученики к Сократу. Диалоги Платона - своеобразные драматические сцены. Диалог "Пир" о разных видах любви: 1) Афродита Пандемос ("всенародная") уличная, общественная. Такой любовью любят ничтожные и пошлые люди. 2) Афродита Урания ("небесная") одухотворённая Такие два вида были в начале диалога. 1) Любят за красивое тело 2 Любят за красивую душу 3) Любят ещё богиню мудрости, Софию
"Главное достоинство души - мудрость" "Вглядываясь в божество как в зеркало мы определяем человеческие качества и именно таким образом мы познаём самих себя", то есть идеал необходим, чтобы познать самого себя в сравнении с ним. "Познавая самих себя мы познаём заботы, в которой нуждаемся" из диалога Алкивиад "Душа непременно изменится, стоит лишь избрать другой образ жизни" "В душах большинства людей есть врождённое зло - себялюбие, оно больше всего отвраляет жизнь" "Каждый, кто в здравом уме, всегда ищет тех, кто лучше его самого" "Собственное невежество начинает казаться мудростью" "Нельзя быть очень хорошим и очень богатым одновременно" Тайна тысячелетней значимости Платона: 1) Идейность, необходимость принципов и идей, во имя чего стоит переделывать настоящее. Это то, что сейчас мы называем просто идейностью и необходимостью во имя убеждений переделывать окружающую нас действительность. В этом смысле Платон всегда был врагом только самодовольных обывателей, которые уже всего достигли и которым не нужно ничего, кроме бытового благополучия: ведь и всякий другой человек, недовольный окружающей его действительностью и хотевший хоть как-нибудь ее изменить, так или иначе должен был иметь какую-нибудь идеологию, какие-то принципы и идеи, что-то высшее, во имя чего необходимо переделывать настоящее и ради чего только и стоит жить. Идейный порыв, принципиальная настроенность, самоотверженное служение идеалу. 2) Борьба против всякого субъективизма и философского декаданства (упадка) Идея эта заключалась в борьбе против всякого психологизма и субъективизма, в борьбе против всякой изысканности и изощренности, в борьбе против философского декаданса. Платон проповедовал идеал сильного, но обязательно простого человека, в котором душевные способности не дифференцированы настолько, чтобы противоречить одна другой, и не настолько изолированы от внешнего мира, чтобы противостоять ему эгоистически. Платон – безусловный проповедник всевозможной гармонии: внутри человека, в обществе и в космосе. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы. Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал его ни больше ни меньше как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. 3) Чрезвычайно ценны у Платона и Сократа принципиальный антидогматизм и антисистематизм Платон – первый в Европе последовательный и непоколебимый представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Но, как мы уже видели, общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно оформляет и осмысляет всякую единичность и трактуется как принцип единичного как закон проявления и структуры этого единичного, как модель его построения в статическом и динамическом плане. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества.
К этой же области неизменного энтузиазма относится и самый стиль философских произведений Платона. Платон не мог выразить свою мысль в спокойной, законченной и систематической форме. Сократ и Платон все время ищут новых и новых истин, так что им некогда останавливаться на систематическом изложении. Они ставят все новые и новые вопросы и, получая на них те или иные ответы, опять-таки не удовлетворяются этими ответами и идут все дальше и дальше. Их постоянное и беспокойное искание истины исключало всякую замкнутую, застывшую систему. Недаром свой основной философский метод Платон назвал диалектическим, т.е. вопросо-ответным. А для такого неизменного драматизма мысли требовалась, как мы уже указывали, соответствующая литературная форма, которой и служил с большим успехом диалог. Диалог был литературной формой у Платона даже там, где он имел строго выработанную концепцию. Диалогическая форма у Платона в конечном счете была не чем иным, как его внутренним разговором с самим собой. Почти все крупнейшие философы Нового времени дают изложение своей философской мысли в уже готовом и продуманном виде. Часто бывает не видно, как они дошли до своей системы и какие сомнения обуревали их перед ее открытием. Такую систему остается только усвоить, и вы уже знаете концепцию данного философа. Совсем другое – Платон. Свои концепции он заставляет читателя продумывать так же, как их продумывал он сам. Он не скрывает своих сомнений и неуверенности, своей слабости во многих вопросах, своих тяжелых усилий понять предмет, часто беспомощных и безрезультатных.
|