Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свифт – сатирик и публицист.





Свифт начал свою творческую деятельность на рубеже веков. Когда чрезвычайно разнообразный опыт английской литературы 17 в. стал подвергаться переосмыслению в свете нарождавшихся просветительских идей.

Джонатан Свифт родился и получил образование в Ирландии. Напряжённая политическая обстановка в Дублине вызванная низложением Иакова II (1688) и его попыткой вернуть себе власть, опираясь на своих ирландских сторонников (1689), заставила Свифта уехать из Ирландии в Англию. Там Свифт поступил на службу к своему дальнему родственнику, писателю – эссеисту, государственному деятелю и дипломату – Уильяму Темпелу, секретарём. Следуя семейной традиции, принял сан англиканского священника и получил приход в Ирландии (1694), однако его помыслы притягивала литературная деятельность. Под влиянием писателя-эссеиста Темпла сложились основы мировоззрения Свифта.

Если не считать начальных малозначительных поэтических опытов Свифта. То первый период его творчества открывается произведением, ставшим шедевром английской литературы, - «Сказкой бочки» и примыкающей к ней «Битвой книг» и «Рассуждением о механическом действии духа». Они были опубликованы в 1704г. в книге с единым заглавием, но окончательный текст появился лишь в пятом издании (1710). Поначалу у читателя создаётся впечатление хаотичности повествования. Это впечатление подкрепляется тем. Что в заглавии использована идиома («сказка – бабочка» по-английски также значило «мешанина»), и усиливается наличием в тексте многочисленных отступлений. Внешней разбросанности повествования, напоминающей образцы сатиры барокко, противостоит внутренняя, классицистически симметричная упорядоченность композиции. Книга Свифта создавалась в два этапа – в 1695-1696г и 1701-1702г. – и имела своей целью сатирически обличить «множество грубых извращений в религии и учености». Основу повествования «Сказки бочки» составляет «аллегорический рассказ о кафтанах и трёх братьях» для иносказательной передачи обрядовой истории христианства с момента его зарождения вплоть до конца 17в. Умирая, некий отец (Христос) оставил в наследство трём сыновьям одинаковые кафтаны (религию) и завещание (Библию) с «подробнейшими наставлениями, как носить кафтаны и держать их в порядке». Первые семь лет (веков) братья «свято соблюдали отцовское завещание», но затем, поддавшись чарам герцогини Дарген (Корыстолюбие), госпожи де Гран Титре (Честолюбие) и графини Доргюэль (Гордыня), они пожелали изменить в соответствии с модой внешний вид кафтана. Первым в этом преуспел Пётр (символ папства). Своей цели он достиг двумя способами: с помощью хитроумно-произвольных толкований завещания и посредством ссылок на устную традицию. В итоге он полностью завладел завещанием. В проповедях перестал считаться со здравым смыслом, а братьев третировал настолько он пошли вслед за ним на «великий разрыв» (Реформацию). Заполучи в свои руки завещание Джек и Мартин (имена вождей реформации Жана Кальвина и Мартина Лютера) исполнились желанием выполнить завету отца и убрать со своих кафтанов украшения, но здесь обнаружилось резкое различие их характеров. Мартин (символ англиканской церкви)- первым приложил руку к кафтану, но вскоре остановился и «решил в дальнейшем действовать осмотрительней», в соответствии со здравым смыслом. Джек же (символ пуританства) дав волю чувствам разорвал своё одеяние на клочья и стал основателем секты «эолистов» (пародия на пуритан).

Повествование сказки носит нарочито сниженный характер, бытовой, подчёркивающий её гротескно-пародийную направленность на фоне иносказательно-символического содержания. Объектом сатиры Свифта, по его определению являются «нелепости фанатизма и суеверия», критика в основном направлена против католиков, пуритан, последователей материализма Гоббса и ведётся с позиции англиканского материонализма. Если сгруппировать разделы «сказки бабочки» в соответствии с двумя темами, определяющими её композицию, то получим совершенно симметричное построение с шестью разделами на каждую тему. Сказка насыщена не только антирелигиозной, но и политической, социальной, антивоенной сатирой.

«Рассуждение о раздорах и разногласиях между общинами и знатью в Афинах и Риме» (1701). Здесь Свифт изложил своё понимание политических идей Просвещения – теории «общественного договора» и принципа «равновесия власти», предусматривающего отделение законодательных её функций от исполнительных с целью не допустить сосредоточения абсолютной власти в одних руках. Этим памфлетом Свифт завоевал популярность среди вигов.

«Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) - здесь он высмеивает некоего Джона Патриджа, составителя ежегодных астрономических альманахов. Образ экстравагантного джентльмена Исаака Бикерстафа настолько пришёлся по душе читателям, что близкий к вигам эссеист Ричард Стил начал издавать от имени Бикерстрафа нравоучительно-сатирический журнал «Болтун» (1709). Свифт сотрудничал с этим журналом, выступая здесь и как поэт и как прозаик.

«Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» (1720). В начале население Ирландии было неоднородным: коренные жители- кельты, англо-ирландские земледельцы, торговцы и ремесленники, английские чиновники. Свифт здесь выступает в защиту англо-ирландцев, но тем самым он поднял вопрос о бедственном положении всей Ирландии.

Центральное место в ирландской публицистике Свифта занимают «Письма суконщика» (1724). Давая общую оценку всей своей ирландской публицистике, Свифт отметил, что она продиктована «непримиримой ненавистью к тирании и угнетению». Таков пафос «Писем…». В основу своей аргументации Свифт кладёт понятие о свободе и взаимозависимости всех граждан.

«Скромное предложение» (1729) – гневный, саркастический памфлет, в котором выдвинули чудовищный проект – употреблять в пищу мясо ирландских детей, специально откармливая их для этого. Западные учёные считали, что здесь проявление крайней мизантропии и даже болезненной психики. Обратный смысл памфлета очевиден: он продиктован ненавистью к поработителям и страстной скорбью о порабощённых. Наблюдая нищую, умиравшую от голода Ирландию, Свифт прямо назвал людоедами английских лордов и джентльменов.

Во всех своих памфлетах Свит сумел избрать самую доходчивую форму для написания. Он надевает на себя маску рассудительного и сдержанного (как например в «Письмах Суконщика») дублинского суконщика, овладевает кругом его представлений и интересов, его языком. В этом лишний раз проявляется реалистическое мастерство Свифта и его пламенная любовь к родине, которой, в сущности, была для него Ирландия.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1290. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия