Специфика английской просветительской литературы. XVIII век – эпоха мирного поступательного развития для Англии
XVIII век – эпоха мирного поступательного развития для Англии. Здесь назревает промышленный переворот и меняется социальная структура общества. Революция 1689 г. привела к компромиссу между властью и экономикой. Вокруг короля формируется партия тори, поддерживаемая крупными землевладельцами. Но они постепенно разоряются. Господство «политики огораживания» способствовало урбанизации, переселению крестьян в города, возникновению сословия рабочих. Основные экономические рычаги находились у представителей третьего сословия. Их представляла партия вигов. В культурном плане для Англии характерна умеренность. Культуру этого периода считают морализаторской. Достоянием этой культуры считают умение наблюдать и анализировать жизнь. Моральные уроки возникают из самой жизни. В «Опыте о человеческом разуме» Джон Локк объясняет, что нужно для современного человека. На этой основе Локк развивает свою педагогическую программу, выраженную в трактате «О воспитании». Локк признаёт социальное равенство, создаёт концепцию естественного человека. Он создаёт программу единого общества и тотального воспитания. Локк считал, что обстоятельства формируют человека. На этой основе Локк формирует фундаментальные мысли о народном суверенитете, убеждён в силе законов («Два трактата о государстве»). Он размышляет о необходимости разделения властей. Одна ветвь – парламент; вторая ветвь – правительство; третья – судебная. Король у Локка – гарант стабильности. Джон Локк выступает фундаментом для развития экономики. Экономика у него переплетается с моралистикой. Уже в начале XVIII века разгорается бурная полемика по поводу частной собственности между Шефтсбери и Мандевилем. В трактате «Характеристика нравов, мнений, людей, времён» Шефтсбери утверждал, что нет богатства без морального развития. Получается, что корысть идёт рядом с добром. В «Басне о пчёлах» Мандевиль утверждает, что основой общества является порок, так как стремление к роскоши способствует прогрессу.
Направления английского Просвещения:
1. Критическое, реализовывалось в сатире (Джонатан Свифт, Тобиас Смоллетт, Шеридан); 2. Апологетическое (Аддисон, Стил, Даниэль Дефо); 3. Умеренное (Ричардсон, Филдинг).
Раннее Просвещение наиболее разнообразно и богато. Воздействие на литературу оказал классицизм. Самым последовательным его сторонником был Александр Поуп. Он был универсалом. В своей сатире он активно нарабатывает опыт аллегорического представления нравов и сословий. Он создаёт традицию использования подставных повествователей. Поуп создаёт Мартина Скриблеуса, ревнителя идей классицизма. Его целью было воспитание правильного вкуса. Он создаёт полноценную программу в «Опыте о критике». Поуп использует французский классицизм, соотнося его с национальными условиями. Подражание античности он сочетает с подражанием природе. Постулируется естественность и нестрогость правил. Остаётся главный критерий – соотношение формы и содержания. Свои представления Поуп излагает в поэме «Дунсиада» и в переводе «Илиады» и «Одиссеи». Из этой поэтики всеми заимствуется идеал естественности. На основе этой программы английская литература становится обширной по своим жанровым проявлениям, но особенно – в прозе и драматургии. Драматургия обращается к живой повседневности. Появляется жанр «мещанской драмы». Первый образец этой драмы даёт Джордж Лило. Основными ценностями для героев-буржуа становятся семья и дом. В этом жанре добились успеха Ричард Стил и Джон Гей. У Джона Гея драма является орудием сатиры. Он показывает, что верхи не лучше криминального дна. В 1737 г. по «Акту о цензуре» было закрыто большинство театров. Драматургия замедлила развитие, но развивались публицистические жанры. Доминирующей первоначально являлась журналистика. В начале XVIII века Адиссон и Стил дают образцы морализаторских журналов, цель которых – воспитание читателей. Они выпускают журналы «Болтун», «Зритель», «Опекун», «Англичанин». Эти журналы преследуют цель исправления общественных пороков. Высокие аллегорические размышления чередуются с бытописанием. Журнал организуется как беседа постоянных персонажей. С журналами сотрудничают ведущие писатели эпохи.
|