Эстетические принципы и поэтика комедий Ж.Б. Мольера. Комедия «Смешные жеманницы» и проблема создания «высокой» комедии.
основные источники творчества Мольера – литературная комедия и народный театр. Народный театр строился на импровизационных сюжетах с типичными персонажами, обычно плутами. Народному театру была свойственна карнавальность, и он исходил из всеобщности. Это всегда был праздничный театр. Важной категорией фольклорного театра являлись превращения. Действие строилось на импровизации. Существовали устойчивые положения, переслаивавшиеся фарсовыми сценами. Литературным источником комедий Мольера были комедии интриги и трудно формировавшиеся комедии характеров (Табаре, Арди). Основной интерес комедии интриги – непредсказуемость положений и развязки. Она строилась по обычной схеме: первое, второе действие – подготовка интриги, третье действие – ложная развязка, четвёртое действие – новые перипетии, пятое действие – истинная развязка. Сюжет у Мольера определялся логикой характеров. Характер главного действующего лица является идеологическим центром и выносится в заглавие. Комедия характеров имеет в своей основе социально-типологический тип. У Корнеля и Расина этот тип ещё и психологичен, определяемый доминантной чертой. В их произведениях в основу ставилась этика. Мольер интерпретирует характер как социальное явление, вредное или полезное для общества. Центральной в творчестве драматурга является «высокая» комедия. Высокая комедия – пятиактное произведение, затрагивающее интересы большого числа людей. В высокой комедии комизм интеллектуален. В этом плане высокая комедия сближается с трагедией. Часто у Мольера события совершаются катастрофическим образом для главного действующего лица. У Мольера на первый план выдвигается искусственная развязка – судьбу героев решает надличностная сила. В его бытовой комедии доминантными становятся положения и грубый комизм. К бытовой комедии Мольер обращается в своём позднем творчестве. И высокую и бытовую комедии объединяют общие философские установки. От своего учителя Гассенди Мольер усвоил внимание к эмпирике. Мольер берёт все свои сюжеты и типажи из современности. Своих персонажей он конструирует на примере реальных людей. Категория разума у Мольера означает здравый смысл. Но Мольера интересует нарушение норм. Нормы человек нарушает либо по заблуждению, либо сознательно. Смех Мольера является юмористическим для временно «ослепших» героев. Основной предмет наблюдения Мольера – люди, сознательно стоящие на пути лицемерия и корыстолюбия. Этот порок должен быть уничтожен надличностной силой. В этой философии видно влияние нравов городской среды. Свои эстетические взгляды Мольер изложил в пьесах «Версальский экспромт» и «Критика школы жён». Жан-Батист Мольер (1622 – 1673 гг.) родился в семье придворного обойщика. Его настоящая фамилия – Поклен. Его готовили к деятельности ремесленника. Но его настоящей страстью становится театр, к которому его приучил дед. В возрасте 14 лет Мольера отдают в иезуитский колледж. После обучения в колледже он получает диплом юриста в Руане. Из своих одноклассников он организует труппу под названием «Блестящий театр». Труппа выступала с трагедиями, но не имела успеха. Затем труппа стала путешествовать по стране с итальянской комедией масок. Итогом этих выступлений стала первая комедия Мольера – «Сумасброд». Позднее Мольер переработал свои ранние комедии. В течение гастролей Мольер собирал определённые типажи. Он осознал своё предназначение как комедиографа. У него подбирается комедийная труппа. При написании пьес Мольер опирался на своих актёров. На этой основе Мольер разрабатывал новые жанры. В 1658 г. труппа Мольера выступала в Версале. По повелению короля Мольеру для театра был предоставлен сначала дворец Ти-Бурбон, затем – Пале-Рояль. С 1659 г. Мольер – придворный комедиограф. Людовик не препятствовал цензуре в отношении произведений Мольера, но и не давал его театру заглохнуть. В 1660 г. Мольер ставит первую пьесу на злободневную тему – «Смешные жеманницы». В этой пьесе Мольер высмеивал прециозников, которые были последним оплотом дворянской оппозиции. Но в комедии участвуют не сами прециозники, а их подражатели из мещанской среды. В этой пьесе у Мольера появляется мотив общественного лицемерия. Для главных героинь Мадлон и Като существует очарование аристократическим миром. По своему сюжетному строению пьеса представляет некое воспитание, но оно растворяется в событиях. Открытые поучения отсутствуют – урок извлекается из самого сюжета. Косвенным результатом выхода этой пьесы был закат культуры прециозников.
|