Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Своеобразие конфликта в трагедиях Жана Расина. Трагедия «Андромаха».





драматургия для Людовика XIV была средством воздействия на массы. Появляется камерный театр, ориентированный на индивидуальную проблематику. Переориентацию театра производит Жан Расин (1639 – 1699). Расин по рождению, в отличие от Корнеля, принадлежал «дворянству мантии». В возрасте трёх лет Расин потерял родителей, и его воспитывала бабушка. Сиротство определило специфику творчества Расина: семейные связи в его трагедиях нарушены, и человек остаётся одинок.

Поддержку Расину оказал монастырь янсенистов. Он учился в колледже при монастыре. Янсенисты считали, что человек – изначально греховное существо, так как он слаб. Единственная опора для него – самоконтроль. От человека требовалось осознание пороков, за которым обычно следовала рефлексия. Категория божественной помощи считалась иррациональной. Янсенисты были влиятельным орденом в первые годы правления Людовика XIV, вступали в полемику с иезуитами, не признавали современной им культуры. Янсенисты обращали внимание на моралистику и греческую литературу. Большое внимание уделялось риторике и поэтике. В колледже Расин получил художественное воспитание. Расин говорил: «Корнель изображает человека таким, каким он должен быть – я изображаю его таким, какой он есть».

Своё литературное творчество Расин начинает со стихотворений. Его ода «Нимфа Сены», написанная по случаю свадьбы короля, была замечена. С 1660-х гг. Расин начинает работать драматургом при труппе Мольера. В его первых трагедиях возникает мотив нездоровых отношений. Он пытается зондировать пограничные ситуации. В 1666 г. Расин разрывает отношения с янсенистами. Взлёт карьеры Расина начинается с постановкой в 1667 г. трагедии «Андромаха».

Сюжет трагедии заимствован из Еврипида. Трагедия разворачивается вокруг семьи Гектора. Число главных действующих лиц минимально (всего четверо). Ситуация трагедии не едина для всех персонажей – объединяющего центра нет, каждый преследует свои цели, находящиеся в непримиримом противоречии с целями других. У Расина нет единого критерия оценки – у каждого героя она своя. Возникает пространство для игры страстей.

Ведущий мотив Пирра – любовь к Андромахе. Гермиона любит Пирра, и для неё нет общих целей. Она мобильный персонаж, завязывающий интригу. Это человек, загипнотизированный своими страстями. Орест становится орудием интриги Гермионы. Интересы всех персонажей перепутываются. Человек в пьесе предстаёт внешне свободным, но внутренне слабым и поддающимся страстям. Действительно свободным человеком является Андромаха. Для неё страсти не играют роли. У неё происходит внутренний диалог, рефлексия, она поступает рационально. Андромаха приходит к самоотречению. Собственное благо ничего не значит для Андромахи, и она побеждает. Для остальных трагедия кончается личностным крахом. Психологическая природа персонажей становится их фатумом, в особенности для Гермионы.

В этой пьесе выразилась поэтика Расина: выбор камерной тематики, главное внимание обращено на психологию личности, психология представляет собой борьбу страстей вплоть до распада. Разрешением страстей является совокупность обстоятельств, стихийная сила. Источником оценок для персонажей является позиция автора и зрителей. Меняется и структура пьесы: она становится меньше по объёму, событийный ряд сокращается, наиболее динамичные моменты выносятся за сцену. У Расина внешнее пространство концентрировано, но внутренне оно открыто.

Пространство сцены – пространство смерти. Благополучных концовок у Расина нет. Слова «смерть, бедствие» присутствуют в речах всех персонажей. Смерть ассоциируется с властью. В этом чувствуется атмосфера нового царствования. Всякая власть приобретается благодаря интригам и насилию. Сюжет строится на развитии характеров. Все мотивы действующих лиц продиктованы внутренней ситуацией.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2834. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия