Педро Кальдерон синтезировал возможности испанского барокко. Он продолжил традиции творчества Лопе де Вега. Но, в отличие от де Веги, Кальдерон сосредоточился на характерах героев, они у него были противоречивы и обладали множеством страстей. Сюжет у Кальдерона становится психологически мотивированным. Большинство пьес имеет философское звучание. От консептизма Кальдерон берёт установку на анализ. Его пьесы наполнены рефлексиями. От культизма он берёт сложные фигуры и стиль, изобилующий тропами. Кальдерон был бедным человеком аристократического происхождения. Он окончил иезуитскую школу и университет в Саламанке. С раннего возраста Кальдерон тяготел к театру. В 22 года он выиграл драматическое состязание и был благословлён на творчество Лопе де Вега. Он участвовал в военных действиях. В 1640-х гг. ему было присвоено рыцарское звание. Его пытались сделать придворным драматургом. В 1635 г. его пьесы ставятся в Королевском театре. В 1651 г. он принимает сан священника. Он становится настоятелем братства Святого Петра и главой храма, но сохраняет свободу воли.
В творчестве Кальдерона выделяется два периода. Его ранние драматические произведения 1620 – 1630-х гг. – это «драмы плаща и шпаги» («Дама-невидимка») и «драмы чести» («Саламейский алькальд»). В драмах первого типа конфликт строится на случае, второго типа – на чести. Друг другу противостоят понятия аристократической и ренессансной чести. Аристократы считали крестьян грубыми существами, но крестьяне отстаивали ренессансные понятия чести. В этих драмах благое оборачивалось злом. Оборотной стороной «драмы чести» являются сюжеты из народной среды.
Драма «Саламейский алькальд» была написана в 1642 – 1644 гг. Центральный образ – Педро Креспо – прямолинейный, жестокий человек, чётко различающий друзей и врагов. Ему близок по духу испанский герой Лопе де Фигероа, хоть он и дворянин. Им противостоит капитан дон Альваро. Он считает аристократов элитарным сословием. Проблема решается народным и королевским судом. Кальдерон показывает равнозначность этих судов. Но образ Креспо неоднозначен. Он способен и склониться перед насилием. Вокруг центральных героев выстраиваются карикатурные двойники: дон Мендо, Хуан Креспо, олицетворяющий распад крестьянской морали.