Студопедия — Литературный процесс во Франции XVII века. Эстетика французского классицизма.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Литературный процесс во Франции XVII века. Эстетика французского классицизма.






в отличие от Англии и Испании во Франции абсолютизм прошёл через все этапы. Во Франции складывалась единая государственная система, и формировались единые государственные институты. Периоды усиления централизованной власти сменялись периодами недовольства. В начале 1600-х гг. на троне воцарился Генрих IV, примиривший католиков и протестантов (Нантский эдикт провозгласил свободу вероисповедания). Он сознательно сформировал сословие дворянской бюрократии, ставшей противником старой аристократии. В целях усиления власти Генрих IV обратился к буржуазии. Политические и экономические интересы тогда совпадали. Правление Людовика XIII – время ослабления власти. В первые годы его правления на троне царит регент Мария Медичи. Старая аристократия стремится захватить власть. Смутное время продолжалось 14 лет. При Людовике XIII влиятельным становится кардинал Ришелье, урезавший права протестантов. Дворянская бюрократия становится влиятельным сословием. Формируется разветвлённый чиновничий аппарат, проникающий во все сферы жизни. Как культурное явление возникает этикет.

С 1642 г. начинается период общественного недовольства, получивший название Фронды, в 1648 г. в Париже происходят баррикадные бои. Регентом при юном Людовике XIV становится Анна Австрийская и кардинал Мазарини. В 1661 г. Людовик берёт власть в свои руки. В дворянском сословие утверждается идеология служения. Понятие чести меняется: вместо родовой честь становится связанной с понятием заслуг. Людовик XIV проводил целый ряд преобразований в экономике, реорганизовал армию, создал придворную культуру. Он ограничивал культурную активность оппозиции и благоволил значимым художникам, поэтам, музыкантам. При дворе было создано несколько постоянных театров. Для контроля над культурой особые полномочия передавались Французской академии. Французская академия заведовала всем развитием культуры, но это был и орган контроля. Политикой власти становится контроль общественного сознания. Во французской литературе большое значение приобрели писатели-моралисты. Через моралистическую литературу было удобно проводить официальную идеологию. Этикет также был способом контроля общественного сознания.

В литературе основной сферой регламентации становится сфера жанров. Каждый жанр имел свой чётко закреплённый предмет и специфические способы подачи. Этикетное жанровое мышление имело в своей основе расщеплённое сознание. Человек в разных сферах жизни вёл себя по-разному. В литературе это представлялось как проблема лицемерия. К 1690-м гг. начинает развиваться просветительская литература. Этот период совпадает со временем застоя.

Классицизм во Франции в то время не являлся доминирующим художественным направлением. Оппозицию ему составляло барокко высокое и низовое.

Прециозность – особое мировосприятие и модель поведения, укоренившееся в аристократической среде. Его подпитывали идеи куртуазности в оболочке салонной культуры. Центром прециозности считался салон маркизы де Рамбуйе, в котором поддерживался культ Прекрасной Дамы. Это и особая литературная система, включавшая язык без грубых слов, просторечий, высокая лексика. В этом языке приветствовалась образность. Широко применялась амплификация. В рамках прециозности развиваются стихотворения на случай, мадригалы, рондо, афоризмы. Прециозность была призвана отстоять независимость аристократии. Известный представитель этого направления – Венсан Вуатюр. Он сочинял произведения малых жанров, в особенности рондо. В прециозной лирике преимущественно был психологизм, умение «вылавливать» чувства, в поздней прециозной литературе появляются пасторальные и галантно-героические романы. Их первые образцы предложил Оноре де Юрфе («Астрея»). В его романе был воссоздан идеализированный образ Галлии V века. Этот роман предложил интерпретацию любви, которую можно было выразить в этикете. Любовный этикет был густо приправлен эротизмом. Впоследствии жанр пасторального романа оказался слишком камерным, и ему на смену пришёл галантно-героический роман с историческими личностями, авантюрный роман.

В первой половине века, до времён Фронды, развивался либертинаж – низовое барокко третьего сословия, главный предмет которого – обыденная человеческая жизнь. В либертинаже отзывался карнавальный дух и ренессансные идеи. Мировоззренческой основой для либертинажа выступала философия Пьера Гассинди, основоположника раннего сенсуализма. Он утверждал, что всё мироздание состоит из атомов, которые либо притягиваются, либо отталкиваются. Либертены идут от эмпирики, от частых зарисовок и простого языка. Они прибегают к контрастам и концептам. В жанровом плане они проявляют себя в моралистике. В этом плане показательны романы Сирано де Бержерака «Государство империи Луны» и «Государство империи Солнца». Литература либертенов откровенно скептична. Бержерак отрицает бессмертие души, церковь, собственность, разделение сословий. Подобные романы подвергались гонениям. Также излюбленный жанр либертенов – философская лирика, исследование экзистенциальных ситуаций (веры и безверия, смерти и бессмертия, страха перед смертью). В творчестве либертенов представлены комические гротескные образы, особенно много их у Антуана Сент-Амана. Большую часть его лирики составляют описания живописных ландшафтов.

Школы барокко сопровождали развитие классицизма. Сам классицизм зародился в Италии в XIV веке, с момента открытия античной литературы. По образцу античных текстов создавались стилизации. В этих стилизациях образовались признаки будущего классицизма: ориентация на античные формы и высокий стиль. Эти опыты оказались востребованными во Франции, где первые классицистические произведения создавал Франсуа Мален, сторонник сильной государственной власти. Он создавал оды и сонеты, посвящённые королю и членам его семьи. Мален отказался от метафизики и амплификации, и использовал минимум художественных средств. В начале XVII века классицизм не получил широкого распространения. Он укрепился только во времена Ришелье. Основным препятствием для него было господство драматургии барокко. Только в 1630 гг. благодаря Корнелю появляется классицистический театр. Вокруг полемик по поводу пьес Корнеля сформировались жанровые каноны классицизма. 1650 – 1680 гг. – золотой век французского классицизма.В области трагедии корифеем считался Расин, комедии – Мольер, басни – Лафонтен. Создаётся основная теория классицизма – «Поэтическое искусство», трактат в стихах известного критика Никола Буало де Прео. В своей критике он пытался совместить античный канон с современными ему литературными реалиями. Он был автором стихов на случай и бурлескных поэм. Форму и идеи трактата Буало заимствовал из «Послания к Пизонам» Горация. Трактат поделён на четыре песни.

 

Содержание песен трактата:

 

1. Требования, предъявляемые творцу: придерживаться разума и логики, литература должна быть посвящена проблемам национального масштаба, автор должен быть дисциплинированным и лаконичным. Часто в пример ставится Расин.

2. Вопросы лирических жанров: деление жанров на высокие и лёгкие. В интерпретации Буало ода – синтетический жанр. Достоинством камерных жанров Буало считает услаждение чувств. Нужно избегать грубости и штампов.

3. Вопросы драматургии и эпопеи. Теория трёх единств и предмета изображения. Проблема подражания природе. Театр должен воспроизводить реальные образы. Буало рекомендует ориентацию на правдоподобие, исполнение этикета, цель которого – очищение страстей. Основная цель театра – воспитание.

4. Нравственный облик поэта и критика.

 

Во второй половине XVII века существенную роль в литературе начинает играть моралистика. Жанры классицистической прозы довольно разнообразны: письма, проповеди, афоризмы, портреты, мемуары. Все эти жанры имеют диалогический характер и тесно включены в ситуацию салонного общения. Все жанры имеют ораторскую природу и ставят своей целью убеждение собеседника.

Классическими в эпистолярном жанре являются письма мадам де Севинье. Её наследие включает более тысячи писем, адресованных литераторам, влиятельным сановникам, членам семьи. В этих письмах создаётся портрет французской жизни. Посетителями салона де Севинье были известные литераторы. В её письмах образ творца часто соединяется с элементом критики. Метод возведения эмпирического к общему закону определяется стилистически. В основе письма лежит единая мысль. Отсюда – тщательная обработка стиля, максимальная точность и выразительность слова. Жанр письма стал популярен в XVIII веке.

Свою трактовку жанра предложил Блез Паскаль, представлявший третье сословие, математик и философ-моралист. У него были тесные контакты с обществом янсенистов. Его главные литературные произведения были обращены в защиту янсенистов («Письмо к провинциалу»). Мистифицированный автор писем – иезуит, обучающий молодого адепта. Предмет Паскаля – общественное лицемерие. Это своеобразное разоблачение маккиавелистической природы власти. Разбирается иезуитское прочтение христианской догматики. Иезуиты признают свободу воли только за теми, кто правит. В письмах выражается нарастающее сопротивление абсолютизму.

Другой образец прозы Паскаль даёт в своих «Мыслях». Наиболее близким к этому трактату является жанр эссе. Паскаль пролагает дорогу к экзистенциализму. В духе янсенистов Паскаль представляет человека как противоречивое существо. Человек слаб, но у него есть разум. Но этот разум должен быть в постоянном сомнении. Паскаль даёт образцы рефлексирующей прозы. Другие прозаические жанры классицизма были ориентированы на светское употребление.

Проза Франсуа де Ларошфуко предельно лаконична. Он был активным участником Фронды и создал жанр «короткого моралистического наблюдения». В его «Максимах» формируется особый метод. Ларошфуко соединяет эмпирическое наблюдение с обобщением. Это позволяет создать особую картину мироздания. В своих наблюдениях Ларошфуко исходит из страстей человека. Главный импульс поведения человека – эгоизм. Ларошфуко считает порок импульсом общественного движения. Порок превращается в добродетель, когда встречает противоречие со стороны других людей. Мораль – общественный договор, ограничивающий эгоизм. Её высшим выражением является закон. Жанр максим Ларошфуко использовал как политический инструмент.

Другой творец максим – Жан де Лабрюйер, выходец из третьего сословия, обладавший большим состоянием. В 1680-е гг. он становится воспитателем принца Конде. Единственным орудием воспитания монарха Лабрюйер считал жизненный опыт. Он был демократичен в своих взглядах. Его характеристики сословий разрастались в большие очерки. Главным произведением Лабрюйера становятся «Характеры». Сначала это был перевод одноимённого произведения древнегреческого философа Теофраста, затем – собственные зарисовки. Лабрюйер сознательно зондировал одну и ту же страсть. В итоге следовал афористичный вывод. По мнению Лабрюйера, человек эгоистичен из-за воспитания и жизненных обстоятельств. Своеобразный итог его наблюдений – трактат «О государстве». Лабрюйер часто прибегал к сатире. Интеллектуальная проза воздействовала на развитие художественной прозы.

Довольно поздно появляются жанры романа и сказки. Появляется новая модификация романа, отвечающая классицистической эстетике. Мадлен де Лафайет создаёт психологический роман, разыгранный в камерной обстановке. В романе выступают тенденции к отображению правдивых человеческих переживаний. Герои Лафайет многогранны. Самое знаменитое её произведение – «Принцесса Клевская». Передаются картины придворной жизни с её бесконечными интригами. Принцесса Клевская – замужняя женщина. Её муж – достойный человек. Весь роман – борьба принцессы со своими страстями. Это образец нелинейной психологии, весь интерес которой – в исследовании борьбы страстей.

Жанр романа получил иную интерпретацию в творчестве Франсуа Фенелона. Он начинает свою деятельность с трактата «О воспитании девиц». Его знаменитое произведение – «Приключения Телемака». Проза начинает разрешать политические проблемы, но сам замысел романа педагогичен. Развивается программа сенсуалистов – «жизнь как подлинная школа». Роман стал своеобразной точкой отсчёта эпохи Просвещения. Основной интерес романа философско-идеологический.

В сказке новаторство связано с Шарлем Перро. Это был чиновник высокого ранга при Людовике XIV. Сказки были нужны ему для доказательства превосходства «новых». Он обрабатывал фольклорные и литературные сюжеты. Первые его обработки были в стихах. Все сказки были собраны в книгу «Сказки матушки Гусыни» (1697 г.). Его сказки литературно стилизованы. Шарль Перро сумел разбудить интерес к фольклору.

Но самые известные сказки века принадлежат Жану де Лафонтену. Он был вольнодумцем и завсегдатаем салонов. Он начинает своё творчество с цикла «Сказки и новеллы в стихах», где обращается к сюжетам Ренессанса. Он стремился воскресить ренессансное отношение к человеку. Его сюжеты весьма фривольны.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1540. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия