Образная система поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай»: Сатана, Бог-отец, Мессия, Адам и Ева. Особенности поэтики.
образы поэмы неоднозначны. Простых и цельных характеров не существует. В них бушуют внутренние коллизии. Бог-отец – абсолютно благая сила, он знает всё, но он одинок. У него нет равного в мироздании. Одиночество Бога перерастает в неограниченную власть сродни власти абсолютного монарха. В образе Бога-отца проявляются черты коварства. Один из наиболее гармоничных образов – образ Сына, Мессии, своеобразного посредника между Богом и людьми. Его образ многосторонний: он и воин, и творец, и судья, но его отличает сострадание. В Боге-Сыне заключено оправдание происходящему. История грехопадения обретает внутреннюю завершенность. В последующих песнях разворачивается вся мировая история. Образ Мессии должен являться поддержкой для Адама, руководством в дальнейшей судьбе. Поэма оптимистична, несмотря на логическую развязку. Ева-воплощение красоты, обаяния. Адам- воплощение силы, жажды познания. Они составляют свободный, гармоничный союз, в котором плоть не отделена от духа. Но гармония человека не является статичной. Адам и Ева меняются в течение поэмы. Центром поэмы становится грехопадение. Для Евы важны эстетические мотивы. Ева верит в сострадание Бога. Адам более строг и ответственен, но его влечет познание. Жажда познания, по Мильтону, неискоренима. Адам и Ева выбирают путь стоицизма, вполне пуританский по духу. Чтобы понять образ Сатаны, нужно понять самого Мильтона. Образ Сатаны изначально замысливался как отрицательный, но он не получился однозначным. Главный недостаток Сатаны – гордость. Он желает невозможного, для него не существует запретов, это выражается в противодействии его. Бунт подпитывается гипертрофированной страстью. Для него эмоциональное важно больше, чем рациональное. Страсти порабощают его. Ад существует в его душе. Восстание - способ избавиться от одиночества, ада в душе. У него есть дар убеждать, чувствовать других. Он смог воодушевить своих сторонников в аду. Еще один момент его психологии - его стоицизм. Эффект этого образа получился шекспировский (сравним с Ричардом 3). Этот образ демонстрирует слияние добра и зла в одной личности. Диалектика подхода к человеку сделала Мильтона одним из известных писателей, а Сатану – одним из популярных образов (Байрон).
|