С.Ричардсон и его роль в формировании просветительского реализма. Ричардсон – сын столяра из Дербишира, начальное образование он получил в сельской четырёхклассной школе
Ричардсон – сын столяра из Дербишира, начальное образование он получил в сельской четырёхклассной школе, где выделялся большими литературными способностями. После окончания школы он поступил в одну из лондонских типографий. Здесь он проработал всю свою жизнь. После смерти владельца типографии, на дочери которого он женился, Ричардсон стал хозяином предприятия. Первым литературным трудом Ричардсона был письмовик на разные случаи жизни, который он начал писать по просьбе друзей – издателей в конце 30-х годов. Наклонность к эпистолярному жанру наблюдалась у него ещё с детства, когда он писал письма по просьбе друзей и знакомых. Письмовик – роман в письмах «Памела, или Вознаграждённая добродетель…» (1740г). Подзаголовок подчёркивал остро назидательный характер произведения. Книга имела колоссальный успех благодаря своему демократизму, любовному сюжету и очень жизненной ситуации. Памела Эндрьюс, молоденькая служанка, занимавшая в доме скорее положение воспитанницы, после смерти хозяйки попадает в тяжёлое положение. Сын хозяйки, сквайр Б., пораженный её красотой, преследует её всяческими домогательствами. Он осыпает девушку подарками, предлагает ей целое состояние, угрожает. Обвиняет её в воровстве, наконец, увозит её из города в своё имение, где она попадает в положение узницы, беспомощной и одинокой. Все окружающие её люди: соседи, окрестные дворяне, местный священник…, боясь рассориться с влиятельным соседом отказываются помогать ей, только влюбившийся в Памелу молодой пастор пытается что-то сделать для девушки, но теряет место и подвергается жестоким преследованиям… Памела понимает, что её социальное положение не даёт ей даже права бороться за собственную свободу. Так любовно-психологический роман переходит в социальный. Памела и её молодой хозяин противопоставлены друг другу не просто как угнетённая добродетель и коварный соблазнитель, но и как нищая служанка и богатый дворянин. Ситуация усугубляется ещё и тем, что Памела любит сквайра Б. и ей нужно огромные моральные силы, чтобы противостоять его ухаживаниям. Но поражённый нравственной красотой Памелы. Её умом, стойкостью и красотой он делает её предложение руки и сердца. Она соглашается. Читатели зачитывались необыкновенным романом о любви, где рассказывались не заморские приключения, а повседневная жизнь. Напоминающая им собственную. Но у романа появились и враги, сразу возникло огромное количество пародий. Роман Ричардсона имеет отпечаток компромиссности. Рассуждения автора о равенстве носят чисто этический и религиозный характер. Он не идёт дальше утверждения добродетели простых людей и равного воздаяния всем. В 1747-1748г. был написан второй эпистолярный роман, явившийся вершиной его творчества – «Кларисса, или молодая леди…». Произведение это оказывается более сложным и глубоким. В сравнении с «Памелой». Обогатилась и изменилась форма произведения: если в «Памеле» содержались письма только героини, то здесь – переписка множества лиц, в них раскрываются характеры: отрицательные персонажи пытаются оправдаться в письмах. Писатель тонко вскрывает подлинные мотивы их поведения. Углубилась и психологическая сторона романа: в лице главного героя - Ловласа, он заключает противоречивую натуру (обаятельный, способный на глубокие чувства человек и самовлюблённый эгоист), меняется и концовка романа - от благополучной развязки до трагического исхода для обманутой девушки. Клариса Гарлоу – дочь богатых родителей, но это не спасает её от жестоких преследований. Завещание деда и предложение о замужестве молодого человека Ловласа очень злят её сестру и брата. Они клевещут на девушку. Её держат под замком. Пытаются выдать за ненавистного ей человека. Доведённая до отчаяния Кларисса решается сбежать с Ловласом, надеясь найти прибежище у его знакомых, но он приводит её в притон, овладевает ей силой, напоив предварительно снотворным. Ловлас намерен всё исправить и жениться на Клариссе, которую он любил. Ему лишь хотелось унизить одну из Гарлоу, а значит и её отца, который так долго не хотел выдавать её за него, он надеялся, что сейчас вся семья будет умолять его об этом. Но Кларисса, обладающая удивительно гордой и чистой натурой, отказывает ему, т.к. не может ему больше доверять. Вскоре она умирает, не в силах снести такой удар. Ловлас, истерзанный угрызениями совести навсегда покидает Англию. Брат Клариссы – Морден, желая отомстить за сестру убивает Ловласа на дуэли. Успех «Кларисса» имела оглушительный. Современники сохранили множество фактов, свидетельствующих об этом эффекте. Третий эпистолярный роман – «История сэра Чарльза Грандисона» (1754г), в нём он пытается создать идеальный мужской образ, некую мужскую параллель к Клариссе. Но эта попытка не удаётся Ричадсону. Сэр Чарльз Грандисон совершает множество благородных дел и геройских поступков, устраивает счастье всех окружающих, за что его и славят. Но лишенный недостатков и страстей, Грандисон остаётся холодной, ходульной фигурой. На протяжении всего романа он думает кого из двух героинь выбрать себе в жены – англичанку Гарриет Байрон или итальянку Климентину дела Поретта. Знатная и прекрасная Клементина почти безумна от любви к нему, но их брак оказывается невозможным из-за различия религий. Этот надуманный конфликт растягивается почти до конца романа. Наконец, он женится на госпоже Байрон, и только тут выясняется, что это и соответствовало его сердечным устремлениям. Счастливая концовка и венчает его последний роман. Ричардсон, в какой-то мере являлся предшественником сентиментального романа. Об этом говорит его интерес к чувствам героев, эпистолярная форма, оттенок чувствительности, который будет характерен для сентиментальной прозы. Первые попытки создать любовно-психологический роман, сосредоточив основное внимание на подспудном развитии чувств, на жизни сердца делали попытки ещё писатели эпохи Возрождения. И всё же романы Ричардсона остаются ярким и новым явлением: он сумел представить чувства любви главным организующим центром своего романа, придать ему исключительную цельность, насытить его жизненным содержанием. Писателя не привлекало обилие приключений. Обыденная, повседневная жизнь семьи, одного дома, оказались в его книгах чем-то в высшей степени значительным и интересным. Середина 18 века – новый период в развитии английского просветительского реализма; он ознаменован исключительным рассветом жанра романа. Английские романы 40-50х гг. по типу очень близки к реалистическому роману 19 века, они гораздо сложнее в психологическом плане и разнообразнее по приёмам. Эпистолярные романы Ричардсона положили начало семейно-бытовому и любовно-психологическому роману. «Английская литература впервые помогла сменить мир чуждых буржуазии 18 века рыцарей, принцесс и чудовищ на родную любому читателю обстановку его семьи, его общества…» М.Горький.
|