Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сентиментализм в Англии.




Вторая половина 18 века в Англии – время перемен - экономических, политических, социальных… Происходят и значительные изменения в Английской литературе. Основным литературным направлением становится сентиментализм. Однако возникает он гораздо раньше. В рамках философии и литературы просвещения первые тенденции его появляются ещё в середине 30-х годов, в произведениях наиболее крупных английских писателей - Томсона, Юнга и Грея, отчасти в романах Ричардсона. Позднее, элементы этого направления проникают в прозу (романы О.Голдсмита и Г.Маккензи), но наивысшего расцвета это направление достигает в творчестве Л.Стерна. Сентиментализм был последним этапом английского просвещения и одновременно проявлением его кризиса. Само слово «сентиментализм» (от слова sentiment - чувство) означает чувствительность, но далеко не исчерпывается этим понятием. Чувствительность Стерна перемежалась такой едкой насмешкой, что меньше всего могла считаться беззлобной слезливостью. А между тем само направление сентиментализма окончательно оформилось в Англии именно в связи с выходом в свет «сентиментального путешествия» Стерна (1768). Сентименталисты, веруя в прогресс, пытаются выдвинуть в качестве преграды на пути растущего социального зла человеческое чувство – прежде всего чувство любви к людям и сострадания. Демократизм, гуманистический интерес к человеку, его переживаниям и сложному душевному миру – таковы наиболее привлекательные и важные черты сентиментализма. В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылками его возникновения были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества. Особенности так же обусловлены умеренным характером борьбы просветителей со старой аристократической культурой. Литература сентиментализма глубоко демократична. В произведениях пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам. Философской теорией, наиболее близкой английскому сентиментализму стал субъективный анализ Беркли и Юма. Епископ Беркли в своём «Трактате о принципах человеческого познания» (1710), отрицая само существование материи, доказывал, что все предметы внешнего мира являются лишь комбинациями ощущений и человек может судить только о собственных ощущениях. Так Беркли развивает в идеалистическом направлении идеализм Локка. Приемником Беркли был Давид Юм (1711-1776); он также рассматривал действительность как совокупность идей и впечатлений, которые могут не отражать никаких объективных законов и связей. Если просветители - рационалисты встречали эту теорию с насмешкой (Дидро), то сентименталисты, особенно более консервативно настроенные, превратили ее в прибежище от ужасов реальной действительности. Им казалось заманчивым считать эту действительность иллюзорной. Особое место в становлении эстетики сенсуализма и последующих литературных направлений приобретает книга английского публициста и философа Эдмунда Бёрка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757). Эти категории, по Бёрку, имеют абсолютно различные источники: радость и страх. Бёрк делает вывод о том, что для становления человеческого характера необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. На их основе возникают страсти, способные изменять личность. Несчастья человека дают ему возможность сострадать несчастьям окружающих. Становлению этики и эстетики сентиментализма способствуют и отдельные религиозные движения. Исходя из этой основы, литература сенсуализма провозглашает культ чувств. Она стремится показать богатство эмоций и их роль в формировании личности. Задача писателей – сенсуалистов – заставить читателя поверить тому, что они изображают, пережить с героями и стать от этого чище и лучше. Однако на позднем этапе сентиментализма английские писатели уже хорошо осознают, что человека невозможно изменить с помощью одной лишь чувствительности. И когда в их произведениях возникают картины борьбы человеческих страстей, изображаются противоречивые чувства, возникают портреты героев со сложным внутренним миром, в котором высокие нравственные качества не всегда берут верх над низменными побуждениями. Именно поэтому литературе позднего сентиментализма присущи не только чувствительность и мягкий юмор, но подчас и скептическая усмешка. Вначале развития англ. сентиментализма одним из основных жанров являлась лирика. Она служила наиболее подходящим способом для выражения эмоций и чувств личности. Наиболее характерный герой такой поэзии – человек, близкий к природе, её восторженный почитатель. Поэты воспевают одиночество человека, оставшегося наедине с самим собой, когда он перед лицом Бога размышляет о своих деяниях и прославляет красоту окружающей природы. Очень часто лирическим героем сентиментальной поэзии оказывается юноша-стихотворец. Ещё одна тема такой поэзии, неотделяемая от первой – суетность жизни, кратковременность её радостей и постоянство печалей. Герой размышляет о бренности всего живого. Скорбь по ушедшим смешивается со светлой грустью воспоминаний о них. Произведения о смерти и бренности всего живого на земле получают название «кладбищенской поэзии». Наиболее часто поэты синтементалисты пишут в жанре элегии. Торжественные оды и дидактические поэмы более их не привлекают.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 113. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия