Роберт Бёрнс – Шотланд. поэт.Его страна была страной с героической,сложной судьбой:в 1707г она после тяжёлой многовековой борьбы,оказалась соединённой с Англией и испытала её сильнейшее влияние.В результате быстрого роста буржуазных отношений и промышленного переворота начали исчезать древние клановые традиции, произошло массовое обнищание свободных земледельцев и мелких ремесленников.Два восстания против Англичан были жестоко подавлены.С раннего детства в его сознании переплетались обострённое чувство гордости за прошлое своей страны и скорбное ощущение трагизма за её настоящее.Как человек и как поэт Бернс формировался под перекрёстным влиянием двух национальных культур, шотландской и английской...Их взаимодействие сложилось издавна,но после унии общегосударственным языком стал английский, а шотландский стал низведён до уровня диалекта.Поэт родился в 1759 году. Судьба Бёрнса- вечный позор буржуазной Англии.Сын Шотландского крестианина, всю жизнь бившийся с нуждой, уже прославленный и признанный в качестве лучшего поэта страны, он вынужден был принять на себя глупейшую роль акцизного чиновника и, вместо того чтобы творить чудеса поэзии, к чему был призван всей душой рвался. В подобных трудах печально растрачивался его дух.Поэтическое дарование Бёрнса проявилось рано.Первое его стихотворение о светлой отроческой любви («Прекрасная Нелли») сочинено в 15 лет. За ним появились и другие песни. В 1786г вышла его скромная книжка стихов «Кильмарнокский томик». В ранних опытах Бёрнса отчётливо видны следы знакомства с поэзией Поупа,Джонсона и других представителей просветительского классицизма.Но Бёрнс никогда не следовал традициям буквально,он переосмыслил их и создал собственную.То же можно сказать и об его отношении к фольклору–основе его поэзии. Глав темы его произведений – любовь и дружба, человек и природа.Вместе с тем в стихах и поэмах рано осмысленны столкновения личности и народа с общественным насилием и злом. Уже ранняя лирика-стихи о правах молодости на счастье,о её столкновении с деспотизмом религии и семьи.Любовь у Бёрнса–всегда сила, помогающая человеку.В стихах его часто отрицалось религиозное понимание смысла человеческой жизни.В «Погребальной песне» он спорит с апологией смерти как «лучшего друга бедняка» на пути к «загробному блаженству».Поэт не был атеистом, но и его деизм,как и у многих просветителей, граничил с атеистическим отрицанием роли Бога в жизни человека и природы.Не в Боге,но в природе,в жизни,в беге времени и борьбе с невзгодами обретали мужество Бёрнс и его герой – простолюдин.Бёрнс рано задумался о причинах общественного неравенства. Поначалу в своих стихах он готов был винить в горестях бедняков силы мироздания – «небесные и дьявольские».Но в пору зрелости, он уже полагает,что не «Фатум»,а реальные законы и порядки определяют участь людей.В 1785 г. написана кантата «Весёлые нищие»,бродяги и отщепенцы–её герои.У каждого в прошлом горе, испытание законом…но человеческое не иссякло в них.Жажду жизни, способность любить и дружить – вот что запечатлел поэт.В поэтический мир Бёрнса одновременно с лирическим «я» вошли жизни и судьбы его современников: родных, друзей, соседей… Влюблённость в жизнь, искренность чувств – всё это живёт в поэзии Бёрнса вместе с силой интеллекта.Уже ранние стихи его полны размышлений о времени, жизни и людях, о себе и других так же как он обездоленных.Рядом с любовными, печальными песнями, возникали такие поэтические открытия, как «Полевой мыши, чьё гнездо я раздавил плугом»,«Был честный фермер мой отец»,«Честная бедность», а так же многие из сатир. Многие обвиняли его в невоспитанности и грубости, но можно сказать, что в этих стихах гениально слилась лирика и сатира. Союз продажных политиков с торгашами и церковью, предвыборные спекуляции разоблачены Бёрнсом в сатирах «Галерея политиков и святош»,«Баллада о выборах м-ра Уэрона» и др.Эти стихотворения политические фельетоны предельно злободневны, обличают существующую систему преступного обмана народа.Среди последних особенно гневных сатир выделяется «Послание Вельзевула» (1790),в котор фантастика служит реалистическому обличению власть имущих и богачей.В интенсивном становлении социального опыта Бёрнса и его Революционно-плебейского мировоззрения открывались всё новые возможности и грани. Новаторское направление своего времени – сентиментализм – Бёрнс поверг критической оценке, отбросив в нем то, что он назвал «жеманством». В предромантизме он не принял поэтизацию отчаянья и ужаса перед жизнью. Преувеличенной чувствительности и эстетизированным ужасам Бёрнс противопоставил своё представление о назначении искусства, в котором сенсуалические и материалистические идеи просветительской эстетики слиты с лучшими традициями фольклора. Очищая свой стих от насыщенности штампов, Бёрнс стремился к максимальной выразительности поэтического слова. В стихах его звучит шотландский диалект; многие из них написаны на мотивы народных песен и сами стали песнями, которые и сегодня поёт Шотландия. В России переводы из Бёрнса появились уже на рубеже 18-19 веков, и с той поры интерес к его творчеству у нас не ослабевает.