В 18 столетии во Франции с огромной силой и революционной последовательности развернулось просветительское движение. 18 век- преимущественно фр век. На всем протяжении 18 в между Англ и Фр в многолетних войнах решался вопрос о первенстве на морях и в колониях. Войны ослабили Фр, нарушили внутр экономич жизнь страны. Гос казна была опустошена. Внутр политика фр-го абсолютистского правительства была беспомощна, как и политика внеш. Известно, что революц.атмосфера создается тогда, когда производительные силы не могут дальше развиваться при существующей системе производствен-х отношений. Все классы общества были не довольны сущ-м порядком. Процесс разложения абсолютизма как показатель кризиса всей феод сист Фр начался в последние годы правления Людовика 14. Рев.взрыву предшествовала долгая борьба в области идеологии. Церковь была оплотом феод-ма. Рев.движ, несущее на своих знаменах идею прогресса, возглавили во Фр просветители. От них сам век стал именоваться веком Просвещения. Монтескьё, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др сформулировали общепонятным языком истор.задачу, вставшую перед обществом. В совершении общ.переворота нуждалась фр буржуазия, она первая воспользовалась плодами этого переворота. Но в рев-ии нуждались в большей степени трудящиеся массы. Поэтому бурж-я выступила от имени всего народа. В 1748 вышел из печати гл.труд Монтескьё «Дух законов», одновременно с первым сочинением Мабли «Публичное право в Европе». Двумя годами раньше Кондильяк напечатал знаменитый философский трактат «Очерк об источниках человеч познания». В 1746 опубликовал свое первое сочин Дидро, в 1749 в печати выступил Бюффон(«Естественная истор.»). Просветители выступили прежде всего на штурм идеологических основ феодализма. Просвет-и опирались на культурное наследие гуманистов эпохи возрождения: любовь ко всему земному, реальному в противовес аскетическим идеалам средневековья, ориентация на материалист.философию. Основным принципом просветительской эстетики было требование активного вмешат-ва художника в обществ.жизнь. Худ-к – судья, он карает преступников на троне, угнетателей-тиранов, он возвеличивает нравственную доблесть народа. Они ввели в литру в качестве положит героя нового человека, не имеющего дворянск.титулов и богатств. Бедный учитель Сен-Пре в романе «Нов.Элоиза»,слуга Жак в повести Дидро «Жак – фаталист»,Кандид в повести Вольтера. Театр был трибуной просветителей. Просветители в своей публицистич деят-ти избрали форму короткой, остроумной политич или философ брошюры.Они создали особ жанр худож.публицист.прозы – философ роман (Монтескьё «Персидские письма») и философ повесть(Дидро «Племянник Рамо»). Они стремились реформировать дворянск искус-во, демократизир его. Просветители заставили классицизм с его героическ пафосом служить новым идеям. Они также использовали сентиментализм: Дидро ввел «чувствительность» в драму, Руссо построил целую философию чувства. Просветители ратовали за точность и ясность языка писателя (Вольтер ввел в употребление короткую, отточенную фразу). Вольтер и Дидро прибегали к тонкой иронии, Руссо-к высокой патетике.