В творч-е и жизни Вольтера ярче всего воплотились харак-е черты эпохи Просвещ,ее проблемы и сам человеч тип просветителя:философа,писателя,обществ деятеля.Его имя стало как бы символом эпохи.Франсуа Мари Аруэ,вошедший в историю под именем Вольтер,род-я в семье богат парижск нотариуса,обучался в лучшем иезуитском коллеже,где приобрел друж связи с отпрысками знатных семей.Юность В протекала в литер кружках,оппозиционно настроенных по отношению к офиц-у режиму.Там он прошел 1-ю школу вольнодумства и сумел обратить на себя внимание остроумием,изяществом и дерзостью своих стихов.В. ясно чувствовал свою неполноправность перед лицом сословных привилегий.Знакомство с политич,обществ и духовной жизнью Англии(2 года прожил там)имело огром знач для мировоззрения и творч В.Свои впечатления отразил в «Философ письмах»(1734).Остро критическая позиция В-а по отнош к церкви и двору навлекла на него преследования.Укрылся вдали от Парижа в поместье маркизы дю Шатле(провел там 15 лет).В. писал во всех литерат-х и научно-публицистич-х жанрах(десятки пьес,стих-я, «Орлеан. Девств»,историч труды,философ сочинения).Вел обширную переписку,которая раскрывает перед нами облик неутомимого борца за свободу мысли,защитника жертв фанатизма,откликавшегося на проявления обществ беззакония.Отношения В с фр двором носили напряж характер,приходилось бороться за постановку своих трагедий,которые подвергались запретам цензуры.3 года,проведенные в прусской резиденции в Потсдаме на корол-й службе,раскрыли ему глаза на подлинный смысл «просвещенного» правления этого «философа на троне»(фридрих 2).В. увидел в Пруссии нищету крестьянства,ужасы рекрутчины,армейской муштры.После конфликта с королем обосновался в имении Ферней(послед 24 года жизни).Именно в эти годы приобретает особ размах обществ деят-ь В-а и его мировой авторитет.Известны его выступления против судебного произвола и беззаконий.Вернуться в париж не решался,только в 1778г,по возвращении туда,его ждал триумф.По своим филос взглядам В. Был деистом.Он отрицал бессмертие и нематериальность души,отвергал учение Декарта о «врожденных идеях»,противопоставляя ему эмпирическую философию Локка.К офиц-м вероучениям относился резко отрицательно,но считал,что простой народ нуждается в религиозном учении.В этом двояком подходе сказался присущий В-у «аристократизм» мышления,проявившийся в его соц воззрениях:выступая против нищеты,он тем не менее считал необходимым разделение общества на бедных и богатых,в котором видел стимул прогресса.Его философия истории:мировые события подаются под знаком борьбы идей-разума и суеверий,гуманности и фанатизма.Историч исследование подчинено у В-а все той же задаче-разоблачению жрецов и священнослужителей.Самой известной поэмой В. Явл «Орлеанская девственница»,вышедшая в сер 1750х без ведома автора и в искаженном виде,что вынудило его в 1762г выпустить поэму,которая сразу была внесена в список запрещенных книг.Первоначально задуманная как пародия(«Девственница» Шаплена),поэма переросла в уничтожающую сатиру на церковь,духовенство,религию.В. развинчивает в ней слащавую и ханжескую легенду о Жанне д,Арк как избраннице неба.Пародийно обыгрывая мотив чудодейственной силы в девственности Жанны,доводит эту мысль до абсурда:сюжет строится на том,что девичья честь Ж служит предметов посягательств со стороны врагов Фр.В.использует этот мотив,высмеивая с 1 стороны ханжескую версию о сверхъестественной сущности подвига Жанны, с другой-показ-т целую вереницу развратных,лживых и вероломных священнослужителей.В кач-ве «небесных сил»,обязательных в высокой эпическ поэме,вводит покровителей Англии и Фр-свят Георгия и св Дениса.Сражение богов оборачивается здесь рукопашной дракой,кабацкой потасовкой,откушенным ухом и поврежден носом.В. продолжает традицию бурлескной поэмы 17в.Образ гл героини-краснощекой трактирной служанки с увесистыми кулаками,способной постоять за свою честь и обратить врагов в бегство.Худож структура поэмы прониз-а пародийными элем-и:пародируется сам жанр героич эпопеи с ее традиц сюжетн ситуациями и стилист-и приемами. «Орл девств» вызыв самые противореч оценки.Жанна для В-историка- пассивное орудие и одноврем-о жертва чужих устремлений,интриг,а не активно действующее лицо истории.Он с возмущением говор о мракобесах-церковниках,в своей трусливой жестокости осудивштх эту мужественную девушку на костер.