Философ повести харак-ны для позднего периода тв-ва Вольтера. В 1758 В. Написал лучшую свою повесть «Кандид» или «Оптимизм», где отчетливо выступ философ перелом. Оптимистич идея Лейбница о предустановленной гармонии добра и зла, о причинно-следственной связи опровергается событиями жизни скромного и добродетельного Кандида: за несправедливым изгнанием из баронского замка, где он воспитывался из милости, следуют насильственная вербовка в рекруты, истязание шпицрутенами, картины кровавой резни и мародерства солдат, Лиссабонское землетрясение. Повествование строится как пародия на авантюрный роман – герои переживают приключения, их убивают(не до конца), вешают(но не совсем), потом они воскресают; любящие, разлученные, казалось бы навеки,встречаются вновь и соедин браком,когда от их молодости и красоты не осталось и следа.Действие переносится из Германии в Португал,в Нов.Свет,в утопич страну Эльдорадо.Потом герои возвращ-ся в Европу и,наконец,обретают мирное убежище в Турции,где разводят плодовый сад.Уже сам контраст м/у бытовой концовкой и драматич событиями характерен для гротеск-й манеры повеств-я.Действие оказ-ся нанизанным на непрекращающийся философский спор м/у лейбницианцем Панглоссом,пессимистом Мартеном и Кандидом,котор постепенно,умудренный жизнен опытом,начин-т критически относ-ся к оптимистич доктрине Панглосса(бросаемый в море бед,он проповедует оптимизм – «Все к лучшему в этом лучшем из миров»).В.выраж идею несовершенства мира.Отрицая философ Лейбн-а и англ филос-ов 18 в,свой оптимизм В.закл в вере в совершенств-ие человечества и всех его соц-х институтов.
Действие повести «ПРОСТОДУШНЫЙ»(1767)развертыв-ся во Фр,хотя гл герой-индеец из племени гуронов,силой обстоятельств оказавш-ся в Европе.Обращаясь к популяр в эпоху просв-ия «естественному человеку», В.применяет здесь прием «остранения».Фр и ее общест-ые институты,деспотизм и произвол королев власти показаны свежим взглядом человека,выросшего в др мире.Простодуш недоумение героя оборачив-ся для него цепочкой злоключений и преследов-ий.Условно-благополуч концовке противостоит печальная развязка - гибель добродетельной девушки.Конечн вывод автора однозначен: суждение «из худа не бывает добра» противопост-о лейбницианской формуле «нет худа без добра».Сатирич эф-т достиг-ся здесь на протяжении повествования посредством «иного видения» глазами гурона.В повестях нет психологизма,главное в них – предельно заостренное сатирич изображение соц зла,жестокости и бессмысл-ти сущ-х общ-х институтов и отнош-й.Этой суровой реал-ю провер-ся истин ценность философ истолкований мира.Обращен-ть к действит жизни пронизывает все тв-во В.