Тема 2. Государство гунну: создание гуннами в Восточном и Центральном Казахстане государства Юебань
1 На основе нижеприведенных выдержек из китайских источников, докажите, что на рубеже нашей эры на территории Казахстана образовались государства, сыгравшие важную роль в истории Казахстана. «Усуньский большой гуньмо живут в городе Чигу, от Чань-ань за 8900 ли, кибиток 120 000, душ 630 000, войска 188 800. Сян-да-лу – один, главнокомандующих – два, хэу – три, ду-юй – один, тхай-цзянь – два, тхай-ши – один, ше-чжун-тхай-ши – два, ци-цзюнь – один. Земледелием не занимаются, а со скотом перекочевывают. В сем владении много лошадей; богатые содержат оных от 4 до 5 тыс. голов. Владение сие почитается наисильнейшим. Усуньский гуньмо начал опасаться и отправил (в Китай) посланника с лошадьми, причем изъявил желание вступить в родство через женитьбу на китайской царевне. Сын неба спрашивал у своих чинов и, согласясь на их мнение, сказал, чтобы прежде прислали в Китай послов с дарами, а после сего отправить царевну. Усуньский гуньмо отправил тысячу лошадей. В правление Юань-фыня китайский двор отправил дочь одного князя в качестве царевны в супруги ему, пожаловав ей колесницы, одеяние, царские вещи, чиновников и несколько сот евнухов; в напутствие одарил весьма щедро». «Кангюйский князь зимою имеет пребывание в стране Лоюени в городе Даобитянь. Он не зависит от протектора (китайского губернатора). Кибиток 200 000, душ 600 000, войска 120 000 человек. На востоке терпят притеснения от хуннов. Кангюйский владелец горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонения перед послами (китайскими). Чиновников, посылаемых от протектора, сажает ниже усуньских послов. Князь и вельможи его едят прежде, а потом уже подают посланному от протектора, почему он не упускает ничего, чтобы выказаться перед соседними владениями. Надлежит обратно отослать сына его и пресечь отправление послов, дабы сим доказать, что дом Хань не имеет связи с владениями, отвергающими благопристойность. Несмотря на такое представление, китайский двор, не прерывал сей связи. Кангюй имеет пять малых княжеств». Характеризуя жизнь хуннов, русский ученый-китаист Н.Я. Бичурин писал: «Обитая за северными пределами Китая, переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде. Не имеют ни городов, ни земледелия. Занимаются полевой охотой и тем пропитываются; а в крайности каждый занимается воинскими упражнениями, чтобы производить набеги. При Модэ Дом хуннов чрезвычайно усилился и возвысился; покорив все кочевые племена на севере, на юге он сделался равным Срединному Двору…. Вельможи вообще суть наследственные сановники. Хуянь, Лань и впоследствии Сюйбу суть три знаменитые Дома. Каждый из 24 старейшин – для исправления дел, поставляет у себя тысячников, сотников, десятников. Законы их: извлекшему острое оружие и фут (холодное оружие в виде палки) - смерть; за похищение конфискуется семейство, за легкие преступления надрезывается лицо, а за важные – смерть». На основе данного документа дайте характеристику хуннскому обществу. Были ли на ваш взгляд институты государственной власти у хуннов. Объясните роль хуннов в формировании казахской народности.
2 Исходя из нижеприведенного отрывка видно, что в I в. до н.э. начинается массовое переселение гуннов на территорию Казахстана. К каким социально-экономическим и политическим изменениям и последствиям в обществе племен, населявших в тот период территорию Казахстана, привело данное переселение, изменили ли гунны этнолингвистическую картину в регионе? В 60 г. до н. э. умер шаньюй Сюйлюйцюаньцзюй, и тогда же сюнну окончательно уступили китайцам влияние в Западном крае. После его смерти началась междоусобная борьба. В 56 г. до н. э. сюнну раскололись на северных и южных. В 53 г. до н. э. северные сюнну под руководством Чжичжи-шаньюя напали на южных сюнну во главе с Хуханье-шаньюем и разбили их. Южные сюнну были вынуждены откочевать на юг и в 52 г. до н. э. появились вблизи китайских границ. Северные сюнну во главе с Чжичжи-шаньюем отправились в поход на запад. Бань Гу сообщает нам о первой волне сюнну в западном направлении. Узнав о союзе Хуханье с китайцами, «Чжичжи отошел еще дальше на запад, ближе к усуням». После того как усуни убили его посланников, «Чжичжи двинулся вперед, напал на усуней и нанес им поражение. Затем на севере он напал на Уцзе, и он покорился его власти. Вслед за этим Чжичжи послал войска на запад, разбил цзянь-гуней, а на севере принудил сдаться динлинов. Так Чжичжи присоединил к себе три владения. Он неоднократно посылал войска для нападения на усуней и всегда одерживал над ними победу. Земли цзяньгуней находились на расстоянии 7 тыс. ли западнее ставки шаньюя и на расстоянии 5 тыс. ли севернее владения Чэши. В них Чжичжи и остался жить». Ставка Чжичжи-шаньюя располагалась на р. Талас. После этого Чжичжи иступил в союз с Канцзюй и продвинулся еще дальше па запад в район среднего течения Сырдарьи, где был разбит и погиб в сражении с китайцами. Граница между и усунями и канцзюй проходила в западной части Джунгарии и Восточного Туркестана. На самом рубеже нашей эры шаньюй сюнну заявил: «Императоры Сяо-сюань и Сяо-юань... заключили договор, по которому все находящееся к югу от Великой стены принадлежит Сыну неба, а все находящееся к северу от Великой стены принадлежит ша-ньюю...».
|