Студопедия — Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение 1 страница






КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

доцент, к.ф.н.

_________ И.А. Козырева

“___” __________2015 г.

 

Исполнитель:

студентка 731 группы

_________Д.Л. Абукаева

“___” _________2015 г.

 

 

Сыктывкар 2015

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Семейные ценности и представления об ответственном родительстве в молодежной среде: теоретический анализ проблемы……………………………………………………………………….…9

1.1. Ценностные ориентации как регулятор поведения личности…………………………………………………………………...…..9

1.2. Семейные ценности и ответственное родительство: сущность понятий и социальное значение………………………………………………….……16

1.3. Объективные и субъективные факторы интериоризации семейных ценностей и ответственного родительства в молодежной среде………………………………………………………………………..….23

Глава 2. Эмпирические основы изучения представлений молодежи о семейных ценностях и ответственном родительстве…………….……………32

2.1. Обзор отечественных и зарубежных научных исследований проблем отношения молодежи к семейным ценностям и родительству…………………………………………………………………..…32

2.2. Методические основы социологического изучения представлений девушек и молодых людей о семейных ценностях и ответственном родительстве……………………………………………………………………..41

2.3. Анализ результатов социологического исследования интериоризации семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде………………………………………………………..……...48

Заключение………………………………………………………………………53

Литература……………………………………………………………….………56

Приложение 1……………………………………………………………………67

Приложение 2……………………………………………………………………72

Приложение 3……………………………………………………………………89

 

 

Введение

Изучение представлений молодежи, в частности юношей и девушек, о семейных ценностях и ответственном родительстве в контексте происходящих в современном российском социуме социально-экономических и духовно-культурных трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку «от молодого поколения зависит будущее страны»[1].

Учитывая же роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества, столь же значимой, как и подготовка к профессиональной деятельности, становится подготовка к восприятию и развитию семейных ценностей. Ведь основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций и национальной безопасности является семья. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

По состоянию на 2014 год в России насчитывается 66, 6 млн мужчин и 77, 1 млн женщин. В Республике Коми насчитывается 82 830 мужчин и 74731 женщин в возрасте от 18 до 30 лет, а в Сыктывкаре 27 657 мужчин и 30 923 женщин этого же возраста. Мужчины и женщины - «это две крупные социальные общности, отличающиеся специфическими демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом»[2].

Также в нашей стране по состоянию на 2013 год на 1225501 браков пришлось 667971 разводов. «Ежегодно распадается около 70% браков; уровень рождаемости в два раза меньше необходимого для простого воспроизводства населения (1, 2 рождений вместо 2, 15). Россия занимает лидирующее место в мире по количеству абортов на 1000 рожденных»[3]. По данным директора Института демографических исследований Игоря Белобородова, в нашей стране 65% семей однодетны и всего лишь 5% многодетны. В результате численность детей в современной России в три раза меньше, чем численность детей в США. В настоящее время «количество детей-сирот в нашей стране превышает их количество после Великой Отечественной войны»[4]. Для сравнения: в 1945 г., по официальным данным, в стране насчитывалось 678 тыс. сирот, а в 2008 г. – более 800 тыс. человек. Более 90% детей, воспитывающихся в условиях детского дома, являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. В Республике Коми ситуация с разводами аналогичная: в 2013 г. на 8043 браков приходится 4924 развода, в большинстве случаев, разводы с несовершеннолетними детьми. Однако число родившихся детей в Республике Коми растет. Так в 2011 году – 11720 человек, а в 2013 – 12436. Повышение числа родившихся в определенной степени связано с реализацией специальных мер по поддержке семей с детьми. Приведенные статистические данные подтверждают чрезвычайную актуальность формирования семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве среди молодежи.

Анализ содержания нормативно-правовых актов по молодёжной политике показал, что, несмотря на законодательно обозначенные благие принципы, цели и направления государственной молодёжной политики в современной России, все они в значительной степени декларативны, формализованы и фрагментарны. «Аксиологическая (ценностная) тематика не только не получила своё развитие как приоритетное направление государственной молодёжной политики, но и слабо отображена в законодательных и нормативно-правовых актах в сфере осуществления государственной молодёжной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях»[5].

Проблемам формирования семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве среди юношей и девушек посвящено множество отечественных и зарубежных исследований.

Так, Е.В. Соколова и О.Б. Лобанова сравнивают «семейно-брачные установки молодых людей России и Германии»[6]. Н.К. Акименко и С.В. Багинская рассматривают особенности семейных ценностей современной молодежи Республики Казахстан. Анализируются «результаты исследования ценностей семьи и осознание распределения семейных ролей среди студентов»[7]. С. А. Ильиных анализирует новые тенденции в европейских странах, заключающиеся в том, что «мужчины и женщины, легитимизируя незарегистрированные браки, вносят тем самым изменения в институт семьи. Тем самым образцы и семейные представления предыдущих поколений переоцениваются, что нарушает преемственность в передаче социокультурного опыта»[8]. Также автор анализирует отношение респондентов к таким ценностям, как «родство, брак, мотивы вступления в брак, крепкая семья, главенство в семье и распределение семейных обязанностей, смысложизненные ценности как интериоризированные семейные ценности»[9]. М.А. Ядова «освещает проблему соотношения современного и традиционного в поведенческих установках и ценностных ориентациях молодежи постсоветского поколения»[10].С.В. Скутнева анализирует «гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи»[11]. Е.В. Змановская и Т.Е. Карташова представляют данные «психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной молодежи в контексте гендерных различий»[12]. В Республике Коми можно отметить следующих исследователей данной проблематики. Авторский коллектив Сыктывкарского государственного университета, а именно И.А. Козырева, Л.И. Быковская, А.В. Соколова, Р.И. Зубова, Л.В. Хотемова, О.Б. Труфанова, С.С. Чабанова анализируют представления молодых людей о гендерных ролях, а также «влияние гендерных стереотипов на статус мужчин и женщин»[13]. А.А. Жангурова рассматривает «проблемы престижа семейных ценностей и социальной ответственности в молодежной среде»[14]. А.В. Дубиняк изучает «проблемы формирования ответственного родительства в молодежной среде"[15].

Объектом курсового исследования является молодежь от 18 до 30 лет.

Предметомкурсового исследования является место семейных ценностей, значимость ответственного родительства в структуре личностных ориентаций молодых людей.

Цель курсового исследования – гендерное сравнение представлений о семейных ценностях и ответственном родительстве среди молодежи.

Задачи курсовой работы:

1- раскрыть сущность понятий и социальное значение семейных ценностей и ответственного родительства среди молодежи;

2- изучить ценностные ориентации молодежи;

3 – определить факторы, влияющие на формирование семейных ценностей и ответственного родительства среди молодежи;

4 - провести аналитический обзор результатов отечественных и зарубежных социологических исследований по проблеме формирования семейных ценностей среди юношей и девушек;

5 - описать методологию и методику социологического исследования представлений девушек и молодых людей о семейных ценностях и ответственном родительстве;

6 - проанализировать результаты собственного социологического исследования интериоризации семейных ценностей и ответственного родительства среди молодежи на примере г. Сыктывкара.

В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом курсовой работы для теоретического осмысления представлений молодежи о семейных ценностях и ответственном родительстве были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой, научной литературы, результатов социологических исследований отечественных и зарубежных авторов и собственного социологического исследования; синтез и обобщение выводов исследователей. В эмпирической части курсовой работы для получения фактического материала был использован метод анкетирования молодых людей г. Сыктывкара от 18 до 30 лет; математические методы (СПСС, нахождение процентного соотношения, группировка, ранжирование ответов, корреляция), графическое представление данных, сравнение результатов собственного социологического исследования с результатами предшествующих исследователей.

В структуру курсовой работы входят: введение, две главы, в каждой из которых по 3 параграфа, заключение, литература, приложения. Первая глава раскрывает теоретический анализ проблемы формирования семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде. Вторая глава включает эмпирическое изучение представлений молодежи о семейных ценностях и ответственном родительстве. Заключение содержит основные выводы по теоретической и практической части курсовой работы. Приложения включают: программу социологического исследования, анкету, графическое представление полученных результатов социологического исследования.

Данная работа будет полезна студентам специальности социальная работа, исследователям данной области и специалистам по социальной работе. Также данная курсовая работа может быть использована при составлении региональных программ для молодежи.

 

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ОТВЕСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Ценностные ориентации как регулятор поведения личности

За последнее десятилетие «в ценностном сознании молодёжи произошли серьёзные изменения»[16].Исследования системы ценностей молодежи вызывают существенный интерес в обществе, так как они оказывают значительное воздействие на формирование образа жизни и поведение как самой молодежи, так и на жизнедеятельность социума в целом.А также «проблема гендерной специфики жизненных ориентаций личности, проблема полоролевых идентификаций, смены их культурных значений приобретает свою актуальность в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформация в различных сферах общественной жизни влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, культуру»[17].

Адаптируя человека в общественную среду, «общество неизбежно стремится сопоставить его со своим историческим опытом, традициями, оно выставляет эталоны социализации и задает индивидам типичные социальные черты (язык, ценности, информацию, картину мира, способы поведения), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения»[18]. Формирующиеся в ходе социализации человека системы ценностных ориентаций детерминируют процесс познания человеком социального мира, одновременно осуществляя регуляцию его поведения в социальной среде. Становление системы ценностных ориентаций личности происходит, прежде всего, под влиянием и воздействием господствующей в обществе и непосредственно окружающей её социальной среде системы ценностей. Хотя этот процесс в значительной степени не является предопределённым: ведь личность отнюдь не пассивна в формировании системы своих ценностных ориентаций, да и сама система ценностных ориентаций является по-настоящему динамичной системой – не раз и навсегда заданной.

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи как самой динамичной части общества является одним из главных комплексов проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования – важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.

Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодёжи может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции: институционализации – установлении норм и эталонов поведения, определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться; профилактики – системе методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений; контроля – установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки; коррекции – исправлении социальных отклонений, аномалий.

 

«В настоящее время наблюдается автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потери путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций»[19]. Необходимо сформировать систему социальной регуляции, которая отслеживала бы процессы маргинализации молодежи и предотвращала негативные явления в молодежной среде, связанные с институционализацией этого маргинального положения. Находясь в ситуации неопределенности, связанной с тем, что отсутствует четкое видение дальнейшей социальной жизни и ее перспектив, молодежь привыкает к состоянию маргинализации, которое становится ее внутренней сущностью. Опасность заключается именно в привыкании к состоянию маргинализации, своей непринятости обществом, своей невключенности в его социальные структуры и организации. Социальная регуляция возможна при условии эффективного функционирования институциональной системы, при условии ее стабильности, соответствия институциональных норм и ценностей потребностям общества и, в частности, молодежи.

Изучение ценностных ориентаций молодёжи даёт возможность выявить степень её адаптации к новым социальным условиям и её инновационный потенциал. «В современной социально-философской и социально-психологической литературе отсутствуют общепризнанное определение ценностных ориентаций, что обусловлено сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов. Тем не менее, ряд учѐных (В.С. Мухина, Н.А. Волкова, И.М. Попова и др.) считают, что ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением»[20]. Многие исследователи рассматривают ценностные ориентации как выражение направленности личности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов). Также ценностные ориентации определяются как «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности»[21] и как «оценочное отношение к личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы)»[22]. Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ценностные ориентации, это своего рода, регуляторы социального поведения социальных субъектов. Ценностные ориентации, как и ценности, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему, т.е. совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни.

Изучение ценностных ориентаций молодежи предусматривает не только выявление современных ценностных приоритетов молодого поколения, но и изучение процесса трансформации его ценностных ориентаций. Это связано с тем, что в условиях, когда в российском обществе не стало стабильности, роль общечеловеческих ценностей становится более значимой. Они выступают в качестве сильных мотиваторов в поведении индивидов и широкого круга общественности, ведущими систему к тому или иному будущему, так как основная функция ценностных ориентаций: регуляция поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях.

Система ценностных ориентаций определяет направленность деятельности личности, уровень ее социального творчества и нравственной зрелости, способность и готовность стать социально активным субъектом общественного бытия. Исследования показали, что «главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера»[23]. Также выявлено, что «доминантной ценностью среди молодежи является материальный достаток сочетается с такими значимыми ценностями, как интересная работа (дело по душе), семья и дружба»[24].

«Важнейшим регулятором социального поведения личности являются, прежде всего, устойчивые представления о предназначении мужчин и женщин в обществе и семье о соотношении семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом»[25]. «Социальное положение и характер деятельности мужчин и женщин в современном мире претерпевают значительные изменения, а значит, меняются и базовые гендерные критерии»[26]. Так, по результатам «анализа ценностей выявлено, что юноши и девушки важное значение придают семье, любви и здоровью»[27]. Также для них важно и материальное обеспечение, но развлечения и активная жизнь для девушек играет менее значимую роль, чем для юношей.

Девушки лучше относятся к детям, чем юноши, что можно объяснить и «материнским инстинктом», но вероятнее доминированием норм родительства, не предполагающих активного и ответственного отцовства. В. Пантин, анализируя отношение к ценностям родительства у современных россиян, делает вывод о том, что у большинства наших молодых соотечественников есть потребность в принятии семьи, материнства и детства как главнейших ценностей. Однако в реальности эта потребность уходит на второй план не только из-за материальных трудностей, но и под влиянием стереотипов общественного сознания, акцентирующих внимание на экономической, социальной и нравственной незащищённости семьи и детей перед угрозами современного мира. По мнению А.В. Узика наиболее предпочтительной для современных юношей и девушек является однодетная семья. Наряду с этим психологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви», а с другой стороны, о новом явлении общественной жизни – свойственной некоторой части российской молодёжи «педофобии», т. е. «нежелании иметь детей, из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них»[28]. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьёзно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Изучая данные явления, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем себя в современном мире. Причины данного кризиса можно увидеть в политических, экономических, социальных преобразованиях последних лет, однако, кризис родительства, в первую очередь, вызван низким значением ценности семьи с детьми в сознании наших современников. Именно эта утрата ценности семейственности приводит к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т. д. Безусловно, подобные негативные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации.

От характера ценностей, которыми руководствуется молодежь при выборе жизненных стратегий, от её мировоззренческих установок зависит не только ближайшее будущее российского государства, но и будущее цивилизации. Поэтому необходимыми и актуальными являются своевременное системное изучение ценностных ориентаций молодежи, разработка системы формирования её нравственной культуры. В современных условиях очень важно осуществлять объективный анализ реального состояния тенденций духовно-нравственной жизни молодых россиян, усилиями ученых выработать концепцию нравственного воспитания молодежи, учитывающую ее жизненные реалии и потребности, способствующую развитию культуры личности.

Как никогда остро стоит «проблема формирования одухотворенной, гармонически развитой личности с устойчивыми нравственными ориентирами, воспитания у молодых людей высоких гражданских качеств, чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа»[29]. В то же время, ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции, и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

 

1.2. Семейные ценности и ответственное родительство: сущность понятий и социальное значение

 

Происходящие в России процессы изменения повседневной жизни россиян в ходе трансформации российского общества затрагивают процессы, сопряженные с трансформацией института семьи и определяющие так называемую демографическую модернизацию. Ведь, как показывают исследования и «в России и за рубежом, несмотря на модификацию ценностных установок, в частности рост ценности индивидуализма, значимости карьеры и самореализации, семья не перестает быть не просто важной, но очень важной ценностью»[30]. Но «под влиянием социально-экономических факторов происходит постепенная переориентация молодежи с ценностей семьи на ценности, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности, и прежде всего – к достижению высокого социального статуса»[31]. И тем не менее, «семья и ее ценности остаются одними из самых существенных человеческих ценностей, которые значимы до сих пор, несмотря на доминирование индивидуализма и потребительства»[32].

В отличие от современной ситуации, в советском обществе, семья рассматривалась, в основном, через призму интересов общества, в основном, как источник воспроизводства трудовых ресурсов, именно поэтому ей отводилась одна из главных ролей, ее задача – репродукция и воспитание будущего поколения. Начиная с конца 40-х годов до 80-х большое значение придавалось благополучию детей, в начале 80-х годов активно пропагандировался стабильный брак. Но в 1990-е годы социокультурный символ женщины-матери стал вытесняться другими образами. Обязательность рождения детей в браке, как социальная норма, обусловленная в значительной мере традициями образа жизни и стимулированная социальной политикой советского времени, постепенно уходит из российской культуры. С начала 90-х годов «среди молодежи стала возрастать ценность образованности и интеллекта, а также комфортных условий жизни»[33]. Доступность образования для женщин сделало их экономически независимыми от мужчин, что в свою очередь, поспособствовало изменению приоритетного положения семьи в иерархии ценностей современной молодежи, а также определяет доминирование установки построения карьеры над установкой деторождения.

Семейные ценности – «это то, что важно, значимо для всех членов семьи, общее поле их интересов»[34]. Семейные ценности находят своё отражение в отношении к браку, желательности семейной жизни, в отрицательном восприятии разводов и, конечно же, относительно высоких репродуктивных установках. Семейные ценности, такие как «создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян наряду с такой ценностью, как материальный достаток»[35].

Особенности ценностного отношения к семье и детям в российском обществе определяются достаточно устойчивыми тенденциями: сохранением высокой значимости семьи и детей для большей части населения; изменением структуры женской гендерной роли и связанным с ним снижением значимости материнства в жизни женщины; переходом от детоцентристских к супружеским внутрисемейным ценностям; вариативностью индивидуальных ценностных систем. Однако, по данным исследований, «россияне перестали ассоциировать любовь с семейным счастьем, а христианское понимание семейных ценностей стало самым непопулярным»[36]. Для большей части граждан любовь не что иное, как некие личностные отношения, которые вовсе не обязательно должны приводить к семейной жизни.

Одной из основных семейных ценностей является ценность родства. Родство явлется одной из составляющей ценностного триединства «супружество – родительство – родство». Родство рассматривается как поддержание родственных отношений, и как совместное проживание многих родственников, и как сохранение традиций рода. Сегодня родство чаще всего рассматривается с позиции поддержания родственных связей и при проживании, раздельном от других родственников. Сказывается, с одной стороны, стремление молодежи к невмешательству в их жизнь старшего поколения, с другой стороны, общие тенденции индивидуализации и «атомизации» как личности, так и семьи.

Следующей основной семейной ценностью является ценность брака. Идеальной семейной ценностью является зарегистрированный брак. Это значит, что «молодежь, в основном, выступает за зарегистрированный брак, но при этом приветствуют как «пробный вариант» сожительство»[37]. Принимая во внимание положительное отношение к сожительству, можно говорить о некотором снижении ценности супружества. Необходимо также указать связь гендерной проблематики и брака. В зарегистрированном браке ценятся любые качества и особенности мужчины и женщины, даже идущие вразрез с гендерными стереотипами. Таким образом, гендер негативно сказывается в большей мере на мужчин и женщин, не вступивших в брак.

Семейный ценности обретают форму мотивов вступления в брак. В ходе развития личности семейные ценности, и, соответственно, мотивы вступления в брак претерпевают определенную эволюцию, изменяясь не только по содержанию, но и по своему мотивационному статусу, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. «Любовь и дети остаются, как и прежде, главными семейными ценностями, мотивирущими вступление в брак»[38].

Оценивая брачно-семейные представления современной молодежи в целом, Т.В. Андреева отмечает в них две негативных особенности: во-первых, молодые люди разделяют и противопоставляют понятия любовь и брак, воспринимая семью как помеху своим чувствам; во-вторых, брачно-семейные представления молодежи характеризует их явная потребительская нереалистичность.

Родительство как сложный феномен трактуется в разных науках по разному. Среди них социология, определяющая родительство как социологическую категорию, представляющую собой устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных или потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины; демография, отвечающая на вопрос о том, что побуждает людей рожать и растить детей и т.д. Всё это подчёркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и всего человечества в целом. Таким образом ответственное родительство – это «духовно-нравственная и социальная потребность личности, её ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства»[39].

Осознанное родительство включает в себя: «осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания; понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей своей личности; понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения; осознание родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве; развитость, устойчивость и комплементарность компонентов в интегральной психолого-педагогической структуре родительства»[40].







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 984. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия