СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ. Ересь(греч. — особое вероучение) — оппозиционное направление по отношению к господствующему в религии толкованию догм и обрядов
Ересь (греч. — особое вероучение) — оппозиционное направление по отношению к господствующему в религии толкованию догм и обрядов, течение, выступающее за преобразование церкви. В XIV — начале XVI в. в России — выступление стригольников, нестяжателей и т. д. Стригольники — название ереси в Новгороде Великом и Пскове в XIV в. Название, возможно, объясняется тем, что среди еретиков многие прошли постриг. Стригольники считали, что для священства не обязательно быть рукоположенным в сан. Их ересь перекликалась с идеями ранних протестантов. Жидовствующие — название сторонников новгородско-москов-ской ереси, обвиненных в приверженности к иудаизму. Появились в конце XV — начале XVI в. в Новгороде и Москве. Отрицали авторитет церкви, церковные обряды, многие догматы православия. Иван III в борьбе с боярством и богатством церкви использовал учение для укрепления самодержавия, а затем подверг гонениям. Иосифляне — представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — начале XVI вв., выступавшие за превосходство церковной власти над светской. Свое название получили как последователи Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На церковном соборе 1503 г. выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели, поддерживаемые Иваном III. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки иосифлянам. С этого времени они стали проповедовать теорию божественного происхождения царской власти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва — третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Иосифляне приняли активное участие в учреждении опричнины. Во второй половине XVI в. наступление государственной власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения Церковных привилегий привело к утрате значения иосифлян во внутрицерковных и политических делах. К XVII в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование. Нестяжатели — религиозно-политическое течение конца XV -начала XVI в., возглавляемое Нилом Сорским. Требовали преобразования церкви, отказа от церковных богатств и земель, выступали за самоусовершенствование, аскетизм, личный труд монахов. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением нестяжателей на церковном соборе 1531 г. К середине XVI в. религиозно-политическая борьба нестяжателей и иосифлян ослабла. «Москва — третий Рим» — политическая теория XV—XVI вв., обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Начала складываться в середине XV в. Сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим — Константинополь — пал от турок-османов, третий Рим — Москва — будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Теория «Москва — третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй является Московская Русь -«третий Рим».
|