Немти – см. Сетх.
Нефтис (Нефтида) – согласно гелиопольскому космогоническому учению, дочь Геба и Нут, жена и сестра Сетха. Однако в мифах Нефтис выступает постоянно на стороне другого своего брата – Осириса, от которого рождает Анубиса. Вместе с Исидой Нефтис оплакивает Осириса; на некоторых памятниках изображались все четыре богини-покровительницы умерших: Исида, Нефтис, Нейт и Селкет (в гробнице Тутанхамона по четырем сторонам саркофага – позолоченные статуэтки богинь, как бы обнимавших его своими руками, охраняя от посягательств). Нехбет – богиня Нехена (Иераконполя), древней столицы Верхнего Египта. Изображалась в виде коршуна и, возможно, с правления Менеса вместе с Уаджет, покровительницей Дельты, являлась символом власти царя над объединенным Египтом. От эпохи Нового царства сохранились свидетельства ее культа как богини, помогающей при родах. Hун – олицетворение первозданного водного хаоса, из которого, по гелиопольской космогонии, появился демиург Атум. В гермопольском учении о происхождении мира у Нуна есть женское дополнение – Наунет. Нут – «Небо» – супруга Геба и мать Осириса, Исиды, Нефтис и Сетха. Часто ее изображали в виде изогнувшейся дугой женщины, опирающейся на землю кончиками пальцев рук и ног и поддерживаемой богом воздуха Шу, или в виде огромной коровы, под телом которой плывут звезды и бог солнца в своих утренней и вечерней ладьях. Согласно одному мифу, она каждое утро рождала солнце, а каждый вечер проглатывала его. Ее изображение часто помещали на внутренней поверхности крышки саркофага, чтобы каждый покойный мог видеть над собой охраняющее его небо.
Осиpис – владыка загробного мира, бог-царь, интерпретация которого как бога умирающей и воскресающей природы, видимо, вторична. Согласно египетским текстам и трактату Плутарха «Об Исиде и Осирисе», он был старшим сыном Геба и Нут, братом и мужем Исиды, братом Сетха и Нефтис, отцом Хора. Получив трон по наследству, он справедливо управлял Египтом, но был погублен коварным Сетхом. Верная жена нашла его тело и с помощью своих чар зачала от мертвого ребенка. Спрятавшись от Сетха в болотах Дельты, она родила и вырастила Хора, победившего убийцу отца после длительной борьбы, ведшейся с переменным успехом. Осирис, оживленный с помощью Ока Хора (Око солнечного бога – одно из центральных понятий в египетской религии), стал царем мертвых, главой загробного суда. В Текстах пирамид с ним отождествляется умерший фараон, а в пришедших им на смену Текстах саркофагов – каждый покойный, чтобы после смерти он смог ожить подобно Осирису. Одним из главных культовых мест бога был Абидос, где находился некрополь «Захват дыхания»; там мечтал быть погребенным или хотя бы поставить стелу со своим именем каждый египтянин, так как, согласно мифу, именно там Исида похоронила супруга. Изображали Осириса в виде спеленатой мумии в белой короне с двумя перьями, со знаками царской власти в руках. Тело окрашивали в зеленый цвет – цвет жизни.
|