Священными животными Тота были павиан и ибис. Представления о Тоте оказали влияние на античный образ Гермеса Трисмегиста.
Уаджет (Уаджит) – «Зеленая» – богиня-кобра, изображение которой (сначала как самостоятельное украшение, потом на короне) украшало голову царя с Древнего царства. В паре с коршуном Нехбет она символизировала власть фараона над Нижним и Верхним Египтом; их имена, как имена «обеих владычиц», включались в царскую титулатуру, видимо, с Менеса. Культовым центром Уаджет был город Не (вместе с соседним городом Деп – греч. Буто), одна из древнейших столиц Дельты. Упуаут – «Открывающий пути» – бог в облике черного пса, в отличие от Анубиса изображался стоящим, а не лежащим. Бог-воитель, проводник Осириса и Хора, поэтому его эмблему несли перед царскими и религиозными процессиями. Как и Анубис, считался богом умерших. Xапи – бог Нила, дарующего жизнь Египту, и поэтому любимый во всей Долине. Начало разлива Нила – «приход Хапи» – было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена – свитки папирусов со списками жертв). От времени Среднего царства дошли гимны, воспевающие Хапи как творца всего сущего. Изображали бога тучным человеком (андрогинные черты облика подчеркивают его сущность бога плодородия) с сосудами в руках, из которых льется вода (согласно представлениям египтян, Нил выходил из подземного царства в пещере на самом юге страны). Xатхоp – «Дом Хора» – богиня неба (обиталища солнечного бога). Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами и солнечным диском между ними. Видимо, главная богиня в пантеоне Раннего царства; она считалась матерью Хора, что отразилось и в Текстах пирамид. Потесненная в этой роли Исидой, Хатхор осталась одной из самых популярных богинь, отождествление с которой сулило локальным «владычицам» возвышение их культов. Обладающая эпитетом «Око Ра», она отождествлялась с Тефнут (см. миф о возвращении из Нубии любимой дочери бога солнца), Сехмет (миф об истреблении людей), Исидой, Нейт, Баст и др. В то же время Хатхор – богиня любви, веселья, музыки, танцев, пирушек («владычица опьянения»). Уже в эпоху Раннего царства ее культ проникает за пределы страны – она считалась покровительницей экспедиций на Синай («владычица бирюзы»), в Пунт и Нубию. Образ Хатхор повлиял на иконографию некоторых богинь Восточного Средиземноморья. Xнум – бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге из глины людей и их Ка. Почитался по всему Египту, но особенно на юге (о-в Элефантина, Эсне), где его называли «владыкой порогов Нила». Изображался в виде барана или человека с головой барана.
Xонсу – «Странствующий» – в фиванской триаде сын Амона и Мут, бог луны, исцелитель, прогоняющий злые силы. Изображался в виде подростка или мальчика с «локоном юности» (прическа для несовершеннолетних), с серпом и диском луны на голове. Xоp – один из самых многозначных образов в египетском пантеоне, воплощавшийся в разных ипостасях, чаще всего сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями по бокам. Он представлялся богом неба, глазами которого были солнце и луна, или самим дневным светилом. С додинастического периода он почитался как покровитель власти фараона, его земное воплощение (Осирис – умерший царь); его имя являлось частью царской титулатуры. Особую популярность приобрел Хор – сын Исиды, отомстивший Сетху за убийство отца – Осириса. Античному миру сын Исиды был известен под именем Харпократа. Другой важной ипостасью этого бога был Хор Бехдетский, миф о победе которого над врагами Ра запечатлен в позднем храме Эдфу (его символ – крылатый солнечный диск с уреями). Другими образами бога были: Хор-Сематауи («Объединяющий Обе земли»), Хор-ур («Старший», или «Великий»), Хор-ахти («Хор горизонтов»), Шу – бог воздуха, в гелиопольской Эннеаде – сын Атума, супруг Тефнут, отец Геба и Нут, разделивший ссорящихся супругов, подняв небо над землей. Изображался в виде человека или вместе с Тефнут в виде пары львов.
|