Реформы, произведенные
в системе центральных органов власти и управления сопровождались развернутой кодификацией действующего права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II. После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о новом Уложении и в 1796 г. была создана комиссия, целью которой, однако, было не составление нового, а подготовка сводного Уложения, в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права. За время царствования Павла I комиссия успела подготовить семнадцать глав из сферы судопроизводства, девять - вотчинного права и тринадцать глав по уголовному праву. B 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия, но уже в 1803 г. дело кодификации было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ. Неудача всей кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых. Новые задачи кодификации формулировались следующим образом: а) законы должны утверждаться на "непоколебимых основаниях права"; б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанностей подданных в соответствии с "духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером"; в) они должны располагаться по строгой системе; г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия; г) комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на пространстве всей России. Из массы действующих законов следовало выбрать те, которые "наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны". Первоочередной задачей стада кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве. Затем следовало приступить к составлению местных законов для частей империи, где не действуют общие законы. Новое Уложение предполагалось разделить на шесть частей: 1) "законы органические и коренные", определяющие правовой статус императора, его отношения с правительственными органами и подданными, 2) "общие основания или начала права", т.е. формы права, его действия в пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения, 3) общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности, 4) уголовные законы и устав благочиния, 5) способы приведения законов в исполнение, применения их на практике, а также законы о судоустройстве и судопроизводстве, о разделении судебного процесса на части, 6) местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в отдельных регионах страны. 81 Докима́сия (др.-греч«проверять, испытывать») — в Древних Афинах — проверка новых граждан древнегреческого общества (эфебов) на возможность предоставления им всей полноты гражданских прав и свобод. Докимасия должностных лиц производилась после избрания, до вступления в должность, перед государственным советом или перед судом. Относительно архонтов (поступали ли таким же образом относительно других должностных лиц — неизвестно) применялось иногда двойное производство дела, сперва перед государственным советом. Кандидату на должность предлагались известные вопросы; если он отвечал на них неудовлетворительно или если находился обвинитель, вызывающий сомнение насчет его права на занятие должности, то дело передавалось в суд, который окончательно решал вопрос о допущении кандидата. Симфо́ни́я (от греч. — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Обществом[1], заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти[2], находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».Хотя фактически подобные отношения между Империей и Церковью восходят к императору Константину Великому, автором концепции обычно считают императора Юстиниана I, который первым её сформулировал в 6-й Новелле для Патриарха Епифания (535):
|