И правду кривдой толковать, и побеждать неправдой.
Сократ толкует со Стрепсиадом о каких-то туманных материях, об облаках, эфире и прочем, что простодушному старику трудно уразуметь. Сократ же обещает Стрепсиаду, что если тот будет «прилежен» и «усерден», то сумеет даже уподобиться его ученику Херефонту. В комедии Аристофан дает волю богатой фантазии и чувству юмора. Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада, где в роли учителя выступает сам Сократ. Одна нелепица громоздится на другую. Аристофан в смешном виде представляет своих идейных недругов. Вот метод преподавания софистами логики: «Основную мысль найди, развей ее и расчлени по костякам, определи и сопряги». Вот суть учения философа Протагора: «Слабейший аргумент сделать сильнейшим». Стреисиад все это слабо улавливает. В итоге Сократ отказывается его учить, ибо перед ним — «глупейший старикашка и забывчивый». Предводительница хора облаков советует тому послать взамен себя сына. СТРЕПСИАД И ФИДИППИД. Стрепсиад, возвратившийся, домой ни с чем, бессилен избавиться от кредиторов сына. После этого отец побуждает Фидиппида посетить «мыслильню», хотя сын и предупреждает, что ничего толкового это не даст. Действительно, сын кое-чему научился. Вернувшись из школы Сократа, Фидиппид объясняет отцу, как сделать так, чтобы истцы «отчалили с носом». Вскоре Стрепсиад выпроваживает кредиторов Паасия и Аминия, построив с ними переговоры в духе того крючкотворства, который практиковали в «мыслильне». Но однажды Стрепсиад, выбегает из дома, жалобно стеная. Выясняется, что его поколотил собственный сын. Последнее было для эллинов тягчайшим проступком. Между сыном и отцом завязался литературный спор: отец, человек старого закала, хвалил поэтов Симонида и Эсхила, сын, как и можно, было предположить, оказался привержен модным влияниям, противоречащим вкусам его родителя. Эсхила Фидипиид назвал «первейшим из поэтов по части шума, болтовни, нескладицы и вздора». Когда же Фидиппид начал восхвалять Еврипида ангора трагедии «Эол» «о брате с родной сестрой, избави бог, бесстыдно переспавшем», Стрепсиад уже не в силах все это выдержать. Начинается скандал, сын бросается на отпа «душить, давить и тискать». В этом эпизоде — завязка тех мотивов, которые получили развитие в другой комедии Аристофана — «Лягушки». Конфликт между отцом и сыном принимает принципиальный характер. Стрепсиад, желая усовестить сына, напоминает Фидиппиду, как он заботился о нем в детстве. Тогда Фидиппид, прибегает к технике софистической мудрости: если отец бил его в детстве, желая добра, то и сыну, движимому подобными благими намерениями, пристало поколотить родителя. Стреп- I сиад пробует убедить отпрыска, что обычай запрещает подни- I мать руку на отцов. Но Фидиппид стоит на своем, ссылаясь на пример животных: Возьмите с петухов пример и тварей, им подобных,
|