Он блюдет мое место!
ПАФОС КОМЕДИИ. Таким образом, в комедии, использующей комические перипетии и гротескные ситуации, поставлена серьезная эстетическая проблема. Комедия напоминает о том высоком значении, которое древние придавали драматическому искусству, о той воспитательной роли, которую играл в Афинах, да и во всей Элладе, театр. Аристофан заявляет о себе как о приверженце героической трагедии эсхиловского типа, пробуждающей благородные патриотические чувства современников. Комедиограф также выразил свою неприязнь к Еврипиду. Значит ли это, что Аристофан полагал, будто, показывая пагубные страсти, супружеские измены, искусство негативно воздействует на общество? Думается, что нет. Ведь, и сам Аристофан в своих комедиях, выводя на сцену демагогов, лжеученых, сторонников войны или представителей «золотой молодежи», способствовал моральному оздоровлению общества. ЛИТЕРАТУРА ЭЛЛИНИЗМА /Н овоаттическая комедия. Менандр.. От эпохи эллинизма осталось интересное и своеобразное литературное наследие. Вместе с тем перемены, привнесенные эллинизмом во все сферы жизни, в духовный, культурный климат, не могли не отозваться на общем характере литературы. Новизной, по сравнению с классическим периодом, отличаются тематика и проблематика словесного искусства. Во времена Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана литература, прежде всего, оказывала решительное влияние на умонастроение современников. Писатели впражали духовную жизнь общества, были «властителями дум». Ставили коренные проблемы, политические, религиозные, нравственные. В литературе эллинизма в значительной мере сузились масштабы художественного освоения действительности, она все откровеннее замыкалась на изображении внутреннего мира человека. Конечно, в этом были свои позитивные стороны: быт, семейные отношения стали полнее раскрываться в литературе. В то же время политическая проблематика в условиях монархического государства почти исчезла, если не считать откровенной лес ти монарху, претендующему на роль знатока и покровителя искусства. Крупные жанры сменяются «малыми». Это миниатюры, элегия, эпиграмма, идиллия, мимы, эпиллий («малый эпос»). Они не претендуют на философскую углубленность, предмет внимания в них — не вечное, общечеловеческое, а сиюминутное, бытовое, повседневное. На смену монументальности, философской обобщенности творений классического периода пришли индивидуализация, детализация. Если в IV в. до н.э. в литературе позднеклассической эпохи преобладали прозаические жанры, проза ораторская, историческая, философская, то эллинизм характеризуется господством поэзии. Заметно расширяется разрыв между литературой, ориентированной на верхи, и той, что адресована низам. Искусство слова призвано не столько оказывать нравственное, воспитательное воздействие, сколько услаждать, приносить удовольствие. Наиболее значительные достижения эллинистической литературы — это новоаттическая комедия и александрийская проза.
|