Светская драма зрелого Средневековья заявляет о себе в XIII ве-», Она опирается на ритуальные традиции народных праздников, смеховую культуру карнавала. У истоков этой разновидности драмы - творчество талантливого французского поэта и музыканта Адама де ла Аля (ок. 1238-ок. 1288). Уже в своей первой пьесе «Игра в беседке» (1262) драматург изображает вполне бытовую историю: юноша Адам желает уехать на учебу в Париж, но этому препятствует з отец, мэтр Анри. На вопрос, в чем причина этого, дает ответ лекарь, который устанавливает, что мэтр Анри болен неизлечимой болезнью - скупостью. Далее в действие включаются сказочные феи и завсегдатаи местного кабачка. Так причудливо сплетаются в пьесе народная мифология и сказочные мотивы, картины быта и сатирические зарисовки.
Особую популярность приобрела другая пьеса Адама «Игра о Робене и Марион», впервые поставленная в Неаполе при дворе Роберта И графа Артуа около 1283 года. В пасторально-идиллическом ключе в пьесе изображается любовь пастуха Робена и пастушки Марион. Их союзу угрожает самодовольный рыцарь, желающий соблазнить Марион. Но, верная своему возлюбленному, пастушка Дает достойный отпор рыцарю, и тот вынужден удалиться. А пьеса завершается веселым пиром и танцами селян.