Б) Разминка.
В 60-х разминка была, пожалуй, самым КВНовским конкурсом. Это объяснялось тем, что процесс придумывания шутки происходил на глазах у зрителей. У многих сидящих в зале или перед телевизором часто возникал свой вариант ответа, и ответ, прозвучавший со сцены, в любом случае вызывал радость: или за любимую команду, если та оказывалась остроумнее, или за себя.
В современном КВНе это практически сошло на нет, и причина здесь вовсе не в том, что нынешние КВНщики разучились быстро шутить. Дело, на мой взгляд, в современных условиях разминки.
Из всего многообразия форм разминки сегодня остался фактически только конкурс ассоциаций, когда одна команда говорит фразу, а другая должна на нее как-то отреагировать. Кроме того, зачастую тема разминки вообще не оговорена или сформулирована настолько широко, что готовиться к ней заранее стало просто невозможно.
Придумать шутку на конкретную тему гораздо легче, чем придумать шутку вообще. При слишком общо сформулированной разминке невозможно предугадать круг ассоциаций, которые может предложить тебе противник, и, соответственно, попытаться заготовить некие универсальные ответы.
Все это вместе привело к тому, что разминка стала самым неинтересным КВНовским конкурсом, который вот-вот прекратит свое существование. Зато все большую популярность даже на телевизионных играх приобретает так называемая, «разминка с залом».
В чем ее обаяние и успех? Да в том, что из зала звучат не абстрактные фразы-ассоциации, а конкретные, пусть даже не смешные и идиотские, но вопросы. А на вопросы всегда отвечать легче.
Самый простой и самый распространенный вид разминки — когда команды просто задают вопросы на заданную тему. Задаваемые иногда дополнительные условия, типа обязательных фраз, с которых должны начинаться вопрос и ответ, как правило, не привносят ничего нового, кроме гипотетического оживления сценического действия. Поэтому, если вы и даете командам эти фразы, не следует так уж сильно ругать, если они будут искажены или к третьему вопросу вообще забыты.
Другой распространенный вид разминки — ситуационная. Команды рассказывает о некоей необычной ситуации, а противник должен рассказать, как из этой ситуации выйти.
Разновидностью ситуационной разминки является разминка типа «верю — не верю»: одна команда рассказывает какой-то слух (новость), а другая должна обосновать, почему это может или не может быть.
Команды обычно почему-то не любят рисованных разминок, когда на сцене нужно придумать подпись к рисунку. Но, несмотря на это, именно эти разминки, как правило, получаются наиболее удачными.
Получаются удачными и конкурсы с предметами, когда одна команда выносит на сцену (или называет) какой-то предмет, и нужно объяснить, что это такое. Разновидностью конкурса предметов можно назвать «конкурс статуй»: команда изображает некую застывшую или движущуюся композицию, а соперник должен угадать, что это обозначает. Конкурс с предметами может быть усложнен. Например, в 1986 году команды дарили друг сопернику подарки, и тот должен был придумать надпись на этом подарке.
Практически всегда получаются смешными стихотворные разминки. Любая чушь, сказанная в рифму на рифмованный же вопрос, вызывает смех. Именно поэтому такая форма разминки почти не встречается — чужой, придуманный на сцене ответ оказывается смешнее своего. И я подчеркиваю это, в первую очередь, для того, чтобы подсказать командам: если у вас на разминке спросили что-то в стихах, не нужно особо вникать в суть вопроса, а быстро сочинить какое-нибудь двустишье по теме. Успех гарантирован.
Следует отметить еще некоторые секреты подготовки разминки.
То, что в разминке команды задают вопросы друг другу по очереди, знают практически все. Вариант, что часть вопросов задает жюри, ничего не добавляет, кроме того, что свой ответ жюри не только не обязателен, но и вреден — ответ, придуманный командами тут же на сцене, в любом случае будет выглядеть лучше. А вот то, что команда, задавая вопрос, должна и иметь, как минимум, два своих ответа — для многих начинающих команд является откровением. А между тем, в разминке нет ничего хуже и позорнее (кроме разве что использования старых анекдотов и чужих шуток), когда ты после ответа соперника, выходишь к микрофону и говоришь: «Ответ правильный». Именно второй ответ позволяет сделать хорошую мину при плохой игре и сказать: «Нам очень понравился ваш ответ, но у нас он несколько другой». Причем сказать это нужно так, чтобы все поняли: прозвучавшее только что чистая чушь, а вот сейчас будет настоящий «отпад».
Второй ответ нужно давать и в случае так называемого «попадания в тему». Если, например, ваш безумно смешной ответ связан с алкоголем, а слова «бутылка водки» уже прозвучали в пусть даже слабом ответе соперника, лучше дать один из запасных ответов. Этим вы лишите соперника дополнительных десятых баллов у жюри за то, что «ну, не сформулировали, но все-таки угадали». Кстати, теория второго ответа изобретена на заре КВНовского движения, когда разминка больше напоминала викторину, и за правильный ответ присуждались два балла, а за остроумный — только один.
Два, а то на всякий случай и три своих ответа обязательно должны быть разноплановыми (например, если свой ответ про алкоголь, то запасные — про космическую станцию «Мир» и шахматиста Каспарова), чтобы у жюри и не возникло мысли о «попадании в тему».
Если в игре встречают не 2, а 3 и более команд, разминка обычно проводится по круговой системе. Ответ следующей по порядку команды обязателен, а остальные — по желанию. Сразу оговоримся, что это желание должно возникать только в том случае, если вы действительно уверены, что придумали смешной ответ. В противном случае ваши постоянные выходы с плохим ответом на незаданные вам вопросы могут только навредить. Естественно, что при игре нескольких команд количество запасных ответов возрастает. Единственное, что нужно иметь в виду: если соперник (соперники) «не попали» ни в одну из ваших заготовок, не следует в качестве своего ответа предлагать несколько вариантов, даже если все они кажутся вам гениальными. Свой ответ должен быть только один.
Есть и другая сценическая форма разминки для нескольких команд — разминка на выбывание или так называемый «белорусский хоккей». Его лучше использовать на фестивалях и кубковых играх, когда участвуют сразу 5-6 и более команд. От каждой команды на сцену выходят по 6 человек. Вопросы задает жюри. Если команда удачно отвечает на вопрос, она остается в полном составе, если нет — жюри говорит «минус один» и один ее участник покидает сцену. Побеждает та команда, которая, «выбив» соперников, гордо остается на сцене (пусть даже в количестве одного человека).
Можно еще долго перечислять конкретные виды разминки, но моя задача не в этом. Главное — показать, что этот конкурс может быть достаточно разнообразен, а остальное организаторы могут допридумать сами. Тем же, кто интересуется, как готовить этот конкурс, советую достать книгу «Смейтесь, джентльмены» и прочесть в ней главу «Общая теория разминки».
|