Г) СТЭМ
Название этого конкурса произошло от популярного в 60-е и 70-е годы жанра самодеятельного актерского творчества — Студенческого Театра Эстрадных Миниатюр. Перейдя в КВН, этот жанр практически не изменился — актеры должны сыграть сценку на определенную тему. Отличие одно, но принципиальное. Если на различных конкурсах студенческие театры показывали в основном одно и то же и зачастую заимствовали друг у друга драматургическую основу, преобразуя и осмысливая ее под себя, то в КВНовском СТЭМе, как, впрочем, и в любом другом КВНовском конкурсе, использование чужих текстов недопустимо. И судьи оценивают не только актерское мастерство, но и оригинальность и свежесть идеи.
СТЭМ — более сложный жанр, чем приветствие, в котором шутки чередуются одна за одной без особой логической связи. Здесь выступление должно подчиняться законам драматургии, иметь по возможности свою завязку, кульминацию и развязку и быть хоть миниатюрным, но все-таки спектаклем. Больше требований предъявляется и к актерскому мастерству. Если шутку, как правило — путем соответствующей тренировки, можно научить говорить практически любого, то в СТЭМе шутку нужно говорить еще и в определенном сценическом образе, который, кстати, тоже может в процессе 4-5 минут выступления трансформироваться и видоизменяться.
В современном телевизионном конкурсе СТЭМ есть еще одно ограничение — на сцене не могут одновременно находиться более 3-х человек. Это заставляет команды применять всяческие ухищрения, типа ширмы, из-за которой появляется нужный по сценарию персонаж, в то время как другой персонаж за ней скрывается и дает им дополнительную пищу для реприз. Как пошутила, например, одна из команд, выходя в образе трех мушкетеров и поглядывая на сидящего сбоку сцены Маслякова: «А скажут, что нас было четверо». Впрочем, вводить это условие для молодых команд на районных первенствах мне кажется нецелесообразным.
|