Интонация. Функции интонации
Интонация это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. В некоторых исследованиях в состав компонентов интонации включаются паузы. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла [Зиндер 1979: 76]. В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание); различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения. Две первые функции относят интонацию к системе языка, остальные связаны с речевой сферой [Pike 1946: 148]. Особую роль играет интонация в рамках целого текста: различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые части, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. В художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: быстрое и медленное движение, больших и маленьких персонажей, эмоциональное состояние персонажей, силы добра и зла в сказках и т. п. [Фланаган 1968: 236]. С точки зрения акустики интонация — взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсивности, развёртывающиеся во времени. В лингвистике важны относительные значения акустических параметров интонации. Акустические параметры воспринимаются как модификации мелодического движения (выше/ниже, плавно/резко), мелодического диапазона (шире/уже), громкости (слабее/сильнее), темпа речи (быстрее/медленнее). Регулярности воспроизведения этих модификаций создают ритм речи. Единица интонации — интонема (в иной терминологии — «фонема тона», «интонационная конструкция») — совокупность интонационных признаков (параметров), достаточных для дифференциации значения высказывания или его части и передающих коммуникативный тип высказывания, смысловую важность синтагм, членение на тему и рему [Брызгунова 1977: 190]. Интонема имеет план выражения и план содержания и является одним из знаков языка. Интонемы образуют систему лингвистических единиц супрасегментного уровня языка. В системе интонации вычленяются также фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных участках фразы (восходящая интонация, нисходящая интонация), мелодические пики. Сами по себе они значения не имеют, но могут изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания. Специфика интонации отдельных языков связана прежде всего с типом словесного ударения, в зависимости от которого происходит перераспределение функцией, нагрузки компонентов интонации. Например, в языках, имеющих смыслоразличительные тоны (китайский), мелодика не является самым важным компонентом фразовой интонации и ведущая роль в интонационной организации высказывания принадлежит динамическим и временны́м параметрам. Абсолютные универсалии в области интонации не выделены. Собственно типологические работы по интонации касаются нетональных языков [Николаева 1977: 105]. Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксическими и лексико-семантическими средствами формирования высказывания и текста. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых из них, например союзов [Leon 1959: 20] В тексте отсутствие прямой смысловой связи может компенсироваться тесной интонационной спаянностью. Например, однонаправленное воздействие лексико-семантических средств и интонации проявляется в оформлении слов-усилителей во многих европейских языках мелодическим пиком [Lieberman 1967: 14]. Изучение интонации ведётся с конца 19 в. (Г. Суит, Д. Джоунз). В отечественном языкознании основы изучения интонации заложены В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой. До середины 20 в. интерес исследователей сосредоточивался в основном на выявлении роли интонации в различении типов высказываний (вопрос, побуждение и т. д.), в 40—50‑х гг. в центре внимания была проблема соотношения интонации и синтаксиса, в 60‑х гг. велся интенсивный поиск единиц интонации, в 70—80‑х гг. возрос интерес к исследованиям в области фоностилистики и интонации текста [Буяльский 1986: 53].
|