Студопедия — Без срока давности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Без срока давности






В Центре Мейерхольда показали спектакль «Чернобыльская молитва»

Со дня чернобыльской аварии прошло двадцать лет - четвертый блок АЭС взорвался в ночь на 26 апреля. Годовщину этого события, что все никак не может стать историей, потому что получившие тогда дозу радиоактивного облучения люди продолжают болеть и умирать и потому что и сейчас на зараженной местности продолжают жить люди (а период полураспада одного из изотопов плутония - 24 тыс. лет), режиссер Йоэл Лехтонен решил отметить спектаклем-проектом «Чернобыльская молитва». Он взял одноименную документальную книгу Светланы Алексиевич (ее новая авторская редакция с добавлением фрагментов, ранее исключенных из текста по цензурным соображениям, недавно вышла в издательстве «Время») и аккуратно выбрал из нее несколько монологов.

Песочница, детские качели и большой экран в углу - вот все оформление спектакля. Когда зрители входят в зал, в фонограмме льются бодрые песенки восьмидесятых, жизнерадостная советская эстрада. На экране начинается демонстрация - все как положено: улыбающиеся лица, лозунги, добродушная толпа (двадцать лет назад первомайских шествий не отменили ни в Киеве, ни в Минске - населению ровно ничего не сказали, хотя дозиметры сообщали, что выходить на улицу можно только в защитных костюмах). Такой же бодрый, будто сошедший с экрана хор появляется и на сцене. Но сквозь кадры шествия прорезается, проплавляется зарево над АЭС - и из темной стены в лучи света начинают выходить по одному герои спектакля.

«Рамкой» для всех монологов Лехтонен сделал один рассказ - рассказ Людмилы Игнатенко, жены одного из пожарных, брошенных на аварийный блок в первые часы после катастрофы. (Ее потрясающе точно играет Анна Галинова: ее героиня, по-деревенски закутанная в какие-то холщовые тряпки, разговаривающая именно так, как говорят простые женщины из совсем уж тьмутаракани, трогательная до слез в своей запредельной любви к мужу, безграмотная до ужаса - для того, чтобы находиться рядом с умирающим, скрыла от врачей, что беременна, и получила немалую дозу радиации - ребенок умер вскоре после рождения, - при вполне конкретных житейских подробностях это, безусловно, образ, зеркало всей страны.) Ее повествование о двух неделях, в течение которых умирал ее муж, прерывается монологами: егеря, посланного в зону заражения отстреливать домашних животных (брать их с собой при эвакуации запрещалось - в шерсти слишком много радиоактивной грязи); телеоператора, снимавшего хронику событий; ликвидатора, ставшего импотентом и рассказывающего «атомные» анекдоты; бывшего первого секретаря райкома КПСС; женщины, у которой родилась девочка с чудовищными врожденными травмами. Это хорошо сделанные рассказы - то есть сыгранные точно, психологически достоверно, тщательно - что мать (Алла Каравацкая), с привычной точностью воспроизводящая сложные медицинские термины: видно, что она это делала тысячи раз; что партиец (Александр Андриенко), со всей этой риторикой, что раньше был порядок, люди верили и т.п., и под конец на выдохе сообщающий, что у внучки лейкемия (а он запретил дочери уехать из города - что же подумают люди, которых он посылает на ликвидаторские работы? Но вот что важно: для подобных историй у театра все равно пока что нет своей интонации.

Один из героев спектакля, телеоператор, вспоминая об эвакуации, говорит, что ему казалось, что люди примеривали себя к классическим военным кадрам, пленкам Великой Отечественной. Прощаясь, так махали руками, как на тех пленках. Так вот: на спектакле Лехтонена - умном, внятном и ничуть не пошлом (а взяться за такую тему, тем более «по поводу годовщины» - значит пройти по бритвенному краю пошлости) - отсвет старинных советских спектаклей о войне. Хороших спектаклей - не с бесчеловечным геройством, но с вот этими ужасом и тоской, все равно выруливающими на интонацию преодоления. «Я хотела рассказать вам про любовь» - лейтмотив монолога Людмилы Игнатенко. Про любовь. То есть вот он, полный кошмар: «атомные» демонстрации, преступное вранье властей (в книге об этом гораздо подробнее, режиссера интересовали более личные истории), беженцы из республик бывшего СССР, заселяющие отравленные земли, потому что только оттуда их никто не гонит. И интонация эта - «про любовь».

Предания о вечной любви, Великая Отечественная и матерные частушки. Подзаголовок книги и спектакля - «Хроника будущего».

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 284. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия