Ретроспектива правовых основ защиты населения и территорий от ЧС
в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность. 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем", положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат. в 1922 г. в разделе III "О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР", записывается, что "в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12-14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров. В этой формулировке впервые в России используется термин "стихийные бедствия", который послужил основой создания последующих нормативных правовых актов. В 1940 г. были введены "Боевой устав пожарной охраны" и "Устав внутренней службы в пожарной охране". В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.
В первые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании "К населению Петрограда и его окрестностей". Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны. Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств. В положении, утвержденном в 1956 г., впервые подчеркивалось, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от ядерного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна была организовываться на всей территории страны.
Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали все же коренных изменений военных доктрин ядерных стран, при этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность [5]. В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем: во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия - оружия массового поражения; во - вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне; в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших; в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.
Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.
|