Уровни педагогического творчества.
Первый уровень. Наиболее масштабные и новаторские педагогические открытия, позволяющие увидеть новые возможности совершенствования как самой деятельности, так и включённого в неё человека. О. Связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы. Таковы, например, формы соединения обучения с трудом у Р. Оуэна, высоко оцененные К. Марксом, методика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, воспитательная система В.А. Сухомлинского. Второй уровень. Преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями. Создание «сводных» отрядов, «технология» параллельного педагогического воздействия, метод «взрыва» у А.С. Макаренко, магнитофонный и тихий опрос, уроки открытия мыслей у В.А. Шаталова, поурочный балл, введённый липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой – все это примеры педагогических изобретений. И все эти открытия и изобретения относятся к педагогическому новаторству. Третий уровень. Усовершенствование, т.е. чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания. Таковы, например, карточки «светофор», которыми учащиеся сообщают учителю начальных классов Яснозоренской школы Белгородской области В.Г. Рынзиной о своём отношении к ответу товарищей, о выполнении заданий (зелёный свет – согласен, красный – не согласен, жёлтый – хочу возразить или добавить, голубой - задание выполнено и т.д.). Этот рационализаторский уровень творчества – результат и проявление педагогического мастерства учителя (В.И. Загвязинский). Уровни проявления креативного процесса: - большая креативность, вносящая изменения или дополнения в существующее знание; - малая креативность (например, умение украшать комнату цветами или умение подбирать цветовую гамму в интерьере). Учреждения искусств – театрально-зрелищные предприятия, специализирующиеся на создании и пропаганде духовных ценностей в рамках определенного вида или жанра профессионального искусства. Учреждения культуры – 1) совокупность культурно-досуговых центров и учреждений искусств, профессиональная деятельность которых направлена на создание, освоение, сохранение и распространение культурных ценностей, удовлетворение духовных интересов, запросов, потребностей личности и социума; 2) организации, предприятия непроизводственной сферы, специализирующиеся на общественной организации культурно-досуговой деятельности различных групп населения, популяризации конкретных видов и жанров самодеятельного и профессионального искусства. Учреждения образования - социальные институты, осуществляющие общеобразовательную подготовку, выпуск специалистов средней и высшей квалификации для различных производственных отраслей. Фазы выдвижения идеи: - фаза подготовки идеи; - фаза созревания идеи; - фаза озарения; - фаза проверки идеи (Г. Уоллес, 1924). Фактор риска – различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний. Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия. Фестиваль (лат. – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства, самодеятельного творчества. Форма культурно-досуговой деятельности – внутренняя культура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. Формирование творческой личности. Основой для Ф.Т.Л. является возраст 6-12 лет, когда проявляется созерцательная способность, умение задерживать внимание на восприятии или оценке результатов творчества. Соотношение педагогического воздействия и развития творческих способностей детей, позволяющих «художественно обрабатывать окружающую жизнь», - основная задача, которую призвано разрешить искусство сегодня; не каждый подросток или юноша станет художником, но «он должен стать творцом в области избранного дела, чтобы воспринимать и переживать художественное оформление жизни, бороться с антихудожественностью». Характер (греч. – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения.
|