Баба на рыбалке – не к безрыбью
Корреспондент «Комсомолки» Людмила Васильева решила на себе испытать особенности национальной зимней рыбалки. Ей понравилось.
Путь к наваге и корюшке был далек и долог. Начался он в 5 часов утра – надо было успеть на первый паром. Массовиком-затейником всего этого мероприятия стала моя знакомая Тамара Филиппова, рыбачка со стажем.
Я и не подозревала, что у нас столько любителей подледного лова. Паром на остров Русский был заполнен под завязку. А завязка – это 300 неповоротливых мужиков в тулупах и куртках самого невероятного покроя и происхождения, брезентовых плащах... Утепление нижней части туловища – тоже зрелище неповторимое. Чувствуется, что надето столько, что верхние штаны просто не застегиваются. Рыбацкое одеяние завершается прорезиненными сапогами химзащиты с завязками где-то под коленками. Вся эта толпа с ящиками за спиной напоминает хорошо экипированную массовку периода гражданской войны.
Огладываюсь. Мы с Тамарой, кажется, единственные и неповторимые в мужском рыбацком сообществе. Все друг друга знают, переговариваются. Тема одна – где клюет. Тамара, как опытная рыбачка, по делу встревает в разговоры.
– А возле Коврижки что – навага или корюшка? А к Ослиным Ушам вы не ходили?
По крайней мере, мы уже знаем, куда идти. Ну вот, причалили. Мужики хватают свои ящики, спешат к автобусу, но Тамара мне предлагает не торопиться.
– Знаешь, пойдет туда, где народу больше.
И мы вливаемся в колонну, направляющуюся к Коврижке. Разматываем удочки...
На место приходим с рассветом. Начинаем сверлить лунки. Какой-то мужик, давясь от смеха, смотрит на мои телодвижения возле коловорота. А он, зараза, не желает штопориться в лед.
– Не, тетка, так дело не пойдет.
И легко, играючи – раз! два! – сверлит нам три лунки. Тамара достает снасти себе и мне, они у нее в специальном мешочке, у каждой удочки свое отделение. У нее очень хорошие крючки, блесны – подарок отца, заядлого рыбака, кое-что осталось и от покойного мужа. Начинаем рыбачить. Тамара только и успевает подсекать, у меня же ни фига не клюет. Хотя, говорят, что новичкам везет. А ведь мне надо наловить хотя бы для соседского кота – это плата за одолженный коловорот.
Рассвело. Вокруг нас рыбаков видимо-невидимо. У всех клюет. Но Тамаре что-то не нравится.
– Слушай, это не рыбалка, давай на другое место перейдем.
Я, замерзшая как сарделька в морозильнике, согласна на все. Мне бы подвигаться. Сильный пол в лице огромного красномордого мужика на новом месте встретил нас не очень приветливо.
– Чего идете? Давайте отсюда!
Баба на рыбалке – к безрыбью. Тамара шепчет мне: «Смотри, сколько у него рыбы! Значит клюет. Остаемся здесь!» Под вопли мужика крутим новые лунки. Только теперь это делает сама Тамара. Все, сели.
Ура! У меня есть первая! Клюнула! Я издаю крик радости и не замечаю, как запутываю леску.
– Ты чего делаешь, у тебя же борода получилась.
Тамара помогает распутать леску, объясняя мне, как надо правильно подсекать и вытаскивать. Наука, я вам скажу, еще та. Все надо делать на морозе голыми руками, а в перчатках рук не чувствую. А Тамара без перчаток – и ничего. И вообще, ей жарко, свой меховой треух она уже сменила на вязаную шапочку. У меня же на уме одно – как бы и где согреться. Соседи-мужики начали перекусывать, наливают, выпивают. Мы пьем чай. Но пить стараемся поменьше, потому что возникает другая проблема... А как ее решить на льду? Мужики-то ничего, просят нас отвернуться. А каково нам? Тамара говорит, что очень удобны на рыбалке памперсы для взрослых. Но как-то все равно не очень комфортно.
Соседский кот рыбешки не дождался
А рыбалка идет. Мужик справа с сыном с полмешка наловили. А тот, красномордый, который слева, штук 200 натаскал. Стоит, гудит, шуточки-прибауточки отпускает. И таскает, таскает. Так я воочию увидела то, что называется рыбацким счастьем. Я сижу, мерзну, тупо смотрю в лунку, на леску – пусто. Да, кот хозяина коловорота рыбки не дождется.
А между тем солнышко нас пригрело, пора удочки сматывать. А их, кстати, тоже по рыбацкой науке надо сматывать. Мой улов очень скромный – всего 6 штук, у Тамары – 50, у бухтящего мужика – больше всех. Он-то мне и объяснил, сколько стоит рыбка. 50 штук – 100 рублей. Народ ловит и на продажу, и для души. При посадке на паром видим еще одну женщину-рыбачку. А так – мужики, мужики. Грузится и очень крутой джип, в нем тоже рыбаки. Но эти в дорогих утепленных южнокорейских комбинезонах с капюшонами. На фоне серой и бесформенной рыбацкой массы они выделяются яркими элегантными силуэтами.
Почем рыбка? Почем-почем?
Пока плывем, слышим разговор двух мужиков. Одному из них понравился брезентовый плащ товарища. Владелец плаща увлеченно рассказывает, как доставал брезент, выкройку, сам кроил и шил. Я слушаю и думаю, что с сегодняшнего дня я никогда не скажу тем, кто торгует рыбой, что, мол, дорого. Сегодня рыбалка очень даже недешевая. Тамара перед поездкой только крючков накупила больше чем на 200 рублей. А я ухитрилась одни снасти утопить. Судите сами: паром 40 рублей, коловорот – от 800 рублей до 1500 плюс к этому снасти-крючки-удочки. А одежда, обувь. А целый день на морозе. И покупают, и едут. Значит, есть что-то притягивающее в рыбалке. Мне, женщине, этого не понять, а вот Тамара поняла
|