Студопедия — ХОЗЯЙКА ТЕАТРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ХОЗЯЙКА ТЕАТРА

Это было недавно...

Она всю жизнь боится саму себя. В ней как бы живут два совершенно противоположных человека, и никогда не знаешь, с кем из них сегодня ты будешь общаться... " - так однажды сказал Ростислав Плятт о Вере Марецкой.

ХОЗЯЙКА ТЕАТРА

Как-то Однажды во время гастролей в Париже, на спектакле «Дядюшкин сон» ко второму акту Вере Петровне стало плохо с сердцем. Ей дали валидол и положили в ложу... Сары Бернар.

- А все-таки неплохо умереть в ложе великой актрисы. Будет о чем поговорить в Москве, - таким был комментарий Веры Марецкой.

Что, что, а чувства юмора актрисе было не занимать. Юмор всегда спасал Марецкую - на съемочной ли площадке, на сцене, в палате Кунцевской больницы, на операционном столе. Сквозь слезы смеялась она, когда узнавала об очередном аресте кого-то из своих братьев или сестры, смеялась, когда долгими ночами ожидала визитеров «оттуда», слезы смешивались со смехом, когда узнала о гибели на фронте своего мужа. С юмором восприняла свой диагноз: " «Хорошо, что рак, я - то думала - щука». Шутя, называла Кунцевскую больницу филиалом театра имени Моссовета, потому что в одно и то же время там лежали Любовь Орлова, Фаина Раневская, Юрий Завадский и она сама.

Перед очередной очень тяжелой операцией она уговаривала своих близких не волноваться. «Мне врачи сказали, что операция всего-то займет полчаса. А когда я проснусь, на теле будет один маленький шовчик».

Операция длилась восемь часов и когда Марецкая очнулась, сама, уверовав в легенду про один шовчик, то почувствовала жжение под лопаткой, в области груди. Швов было много, они жгли тело, горели на нем. Она мужественно терпела. Единственное, о чем спрашивала врачей: " «Сколько у меня времени...» Она хотела многое успеть.

Юмор лишь дважды изменит ей. Однажды она позвонит актрисе, которая очень переживала из-за своих жилищных проблем и скажет: " «Ася, что ты переживаешь? У тебя нет рака, а остальное неважно» И второй раз, когда за день до ее семидесятилетия ей сообщат новость о присвоении звания Героя Социалистического труда, она скажет: " «Господи, да я бы отдала все награды и звания на свете за возможность однажды тихо уснуть, сколько же это может еще продолжаться?!» Это не было криком отчаянья, не было жалобой с ее стороны. Это была мольба или мысли вслух, которые она так долго и так мужественно носила в себе, стараясь никого ими не обременять, даже самых близких людей.

Слово «жаловаться» вообще не входило в лексикон людей ее поколения. И в ее в том числе. Хотя на долю актрисы выпало достаточно страданий. Они были и в юности, были и в зрелые годы, были и в старости. Хотя слово «старость» в отношении к Вере Марецкой неуместно. Потому что ее невозможно представить старухой. Говорят, что человек в первую очередь стареет духом, а уж потом дряхлеет тело. Марецкая до конца своих дней была молода душой, подчас вытворяла то, что и молодой-то сделать не в силах. А что касается тела...Она никогда не делала пластических операций, не сидела на диетах, не делала гимнастику по утрам.

Однажды на гастролях в Ленинграде Марецкую поселили в одном номере с известной актрисой, которая была в то время «звездой «» не только сцены, но и экрана. У каждой из них было по комнате и одна общая. Так вот «звезда» тщательно занималась собой, целыми днями делала зарядку, питала лицо кремами, отдыхала и переодевалась по несколько раз в день.

Марецкая по-своему отреагировала на подобное: " Скучно. Да и некогда мне. А она молодец - умеет»

Единственное, что позволяла себя Марецкая - это иногда забывать о том, в каком именно году она родилась. В связи с этим об одном забавном эпизоде рассказал как-то Борис Поюровский: "Я делал передачу о Вере Петровне на радио. И у меня не сходились концы с концами с датой ее рождения, получалось, что она поступила в Третью Студию МХАТа чуть ли не в десятилетнем возрасте. Набравшись храбрости, чтобы не сказать нахальства, решил все уточнить у самой Марецкой....

-Таня, Таня, поди к нам, - позвала Вера Петровна свою сестру. - В каком году я родилась?

Вместо ответа смущенная Татьяна Петровна растерянно посмотрела на меня.

- Ты на него не гляди, гляди на меня, - сказала Марецкая.

-Вера, ты столько раз этот вопрос пересматривала, что теперь уже никто не сможет дать на него ответ...

- Ну ладно, пусть будет по-вашему, - неожиданно предложила Вера Петровна. - И так ясно, что в десять лет я не могла учиться в Театральной студии.»

Зато могла и участвовала в капустниках и спектаклях, которые ставились в подмосковной Барвихе, где семья Марецких проводила летние месяцы. Дачники ставили спектакли и не один водевиль не обходился без известных в округе весельчаков Григория и Дмитрия Марецких и их сестры Веры. Она выбегала с подносом, пела куплеты, наряжалась старухой. А в шесть лет будущая народная артистка СССР, лауреат Государственных премий и Герой Социалистического труда вышла на сцену в роли... Гусара в пьесе «Кукольный переполох». Она лихо покручивала нарисованный ус и звонко щелкала шпорами. Пройдет несколько десятилетий, и в годы войны Марецкая вновь выйдет на сцену в роли девушки - гусара в спектакле «Надежда Дурова».

А в том далеком детстве юная «актриса» была еще и заправским «машинистом» сцены: открывала и закрывала занавес.

Пройдут годы. Начнется революция. Оба ее брата вступят в партию: закончат Коммунистический университет имени Свердлова, а потом - Институт красной профессуры. Григорий будет заместителем редактора в газете «Комсомольская правда», Дмитрий - членом редколлегии газеты «Правда». Младшая сестра Марецких - Татьяна будет работать секретарем в отделе «Жизнь молодежи» в «Комсомольской правды».

Вера Петровна же после окончания школы поступит на философский факультет в МГУ. Но, сидя на лекциях, она ловила себя на мысли, что философ из нее получиться вряд ли. «"А не пойти ли мне в актрисы?» - задала себя вопрос Марецкая. И сама же на него ответила, поступив в шаляпинскую студию. А через некоторое время ушла, не понравилась атмосфера Студии. Пришла к Вахтангову, читала «Пир во время чумы». От волнения она никак не могла понять суть пушкинских строк, поэтому и начинала несколько раз: "Когда могучая зима». Ушла расстроенная, думала, что не приняли. Уж очень она не была похожа на актрису - смешная, лохматенькая, да еще этот нос «уточкой». В ее представлении актрисы такими не бывают. А через несколько дней ее вызвал на разговор Вахтангов. Чтобы выглядеть, как актриса Марецкая старательно накрутилась. Но по пути в театр пошел дождь, и вся ее прическа размокла. Такой она и предстала перед Вахтанговым - мокрой и непричесанной.

Видимо Вахтангов что-то углядел в Марецкой. Строго спросил: "Как вы относитесь к дисциплине?» «Хорошо», - ответила перепуганная Марецкая.

Ее приняли. «Наша Верка актеркой стала»- иронизировал старший брат Григорий.

А будущая актриса в это время с утра мыла студийные полы, потом репетировала, в перерывах между репетициями строчила на швейной машинке очередной костюм, а вечером проходила систему Станиславского, которую ей и всем остальным студийцам пытался объяснить Юрий Завадский.

Педагоги словно сговорившись, предлагают юной Марецкой роли старух. И с удивлением замечают, что девушка не использует грим, не имитирует старушечьи походки, не изменяет голоса... а выходит на сцену настоящей старухой. Когда ее спрашивали, как это ей удается, она неизменно отвечала одно: «Я - в предлагаемых обстоятельствах». Все, кто знал Марецкую той поры, утверждали одно - девушка была в каком-то возбужденном, восторженном состоянии. Ее звонкий смех раздавался во всех углах небольшой студии. Иногда за излишнюю смешливость ее даже выгоняли из класса.

В 1925 году выйдет на экраны фильм «Закройщик из Торжка» - дебют Марецкой на экране. Дуэт Марецкой и Ильинского считался одним из лучших в то время. Ученица Завадского практически ни в чем не уступала признанному мастеру комедийного жанра. Ильинский к тому времени был уже звездой номер один в советском кинематографе.

Через три года Марецкая сыграет домработницу Парашу Питунову в фильме «Дом на Трубной». Много позже Фаина Раневская скажет: «" Я не могу вспомнить, о чем этот фильм, как не могу вспомнить и его названия. Единственное, что навсегда врезалось в память - так это Марецкая с гусем. Глядя на нее, я любовалась и радовалась, и, еще не зная ее фамилии, спрашивала на следующий день у своих знакомых: "Что же эта за прелесть гуляла с гусем на руках?»

А в это время брата Марецкой Дмитрия выведут из редколлегии «Правды» и направят на работу в Ленинград, в Академию наук. Там он напишет статью о Бухарине для Большой Советской Энциклопедии, а в 1929 году именно эту статью Дмитрию и поставят в газете «Правда» в вину. В ноябре 1930 года в той же «Правде» появится статья с заголовком: «Участник бухаринской «школки» двурушник Марецкий исключен из партии». В 1932 году его арестуют и отправят в ссылку, через год вновь вернут в Москву и изменят наказание - 5 лет тюрьмы.

Марецкой удается добиться свидания в Бутырской тюрьме, куда она придет вместе с сестрой Татьяной. Вера Петровна обещает ему заботиться о его сыне Шуряке и регулярно высылать книги. Письма писали обе сестры, но подписывалась одна Вера, потому что была беспартийной. А Татьяне переписка с врагом народа грозила исключением из партии. Впрочем, скоро ее исключат из партии, но ЦКК восстановит.

Чем все это грозило Вере Марецкой нетрудно себе представить - ее могли запросто арестовать, как сестру врага народа, но что-то отводило от нее именно это беду. Может быть, то, что уже тогда она стала известной актрисой. А может быть то, что Театр - студию на Сретенке под руководством Завадского отправят на гастроли в Донбасс? На протяжении трех лет с 1933 по 1936 год Марецкая будет выступать в рабочих клубах и красных уголках. Вернувшись в Москву, летом 1936 года студия Завадского уезжает в Ростов-на - Дону. Официальная версия - постановлением правительства театр был переведен в крупнейший промышленный центр на юге страны.

На самом деле - это была своеобразная ссылка. Марецкой. Хотя, был ли перевод студии жестом опалы, или, наоборот, стремлением уберечь уже известную к тому времени театральную актрису Веру Марецкую - теперь не узнает никто. Скорее всего, второе, потому что именно летом 1936 года начинается процесс Пятакова - Радека. Если начнется «дело Бухарина», то всплывет фамилия Дмитрия Марецкого - брата известной актрисы. Как обстояли дела на самом деле, сегодня уже вряд ли кто может пояснить, но факт остался фактом - в Москву театр - студия Завадского вернется только в 1940 году.

Осенью 1936 года заболеет сестра Марецкой Татьяна. Ее брать Григорий после ареста Дмитрия будет бедствовать, не сможет работать по специальности, будет работать грузчиком.

м. 5 января 1937 года у него сделают обыск и уведут. А Татьяне, которая зашла к брату, скажут, чтобы помалкивала. Она же пойдет в райком партии со словами: «" У меня арестовали брата». Ее второй раз исключат из партии. В это же время, посылка, предназначенная для Дмитрия вернется обратно и больше вестей от него не будет. НВ это же время на глазах Шуряки арестуют мать - жену Дмитрия. Через некоторое время в Ростове - на Дону в семье Веры Марецкой появится племянник. Тот самый Шуряк, о котором она обещала брату заботиться. Он будет расти вместе с сыном Веры Петровны Женей. Только о том, что с ним случилось, он не будет рассказывать никому.

В личной жизни Марецкой к тому времени все начнет рушиться. Что-то треснет в их отношениях с Завадским, и они расстанутся. Как муж и жена. Через какое-то время Чуть позже Завадский станет мужем балерины Галины Улановой, Вера Петровна вновь выйдет замуж. Ее муж погибнет в самом начале войны. Об этом чуть позже..Но это будет потом...

А пока в Ростове - на - Дону Марецкая играет Любовь Яровую и Мирандолину - роль, которая на долгие годы станет ее визитной карточкой.

В 1939 году с экранов прозвучало: «" Стою я перед вами, простая русская баба - мужем битая, кулаками стрелянная». Вышел фильм «Член правительства», в котором Марецкая сыграла Александру Соколову.

Получив приглашение на пробы, Марецкая едет в Ленинград. Выйдя не перрон, втайне ожидает бурной встречи с цветами и никак не понимает, почему ее никто не встречает. Вспоминает, что по сценарию ее героиня должна быть большого роста. Приподнимается на цыпочки, стараясь казаться большой. Постояв несколько минут, понимает, что на студию ей придется добираться самой. В приемной у секретаря увидит три телеграммы от трех очень известных по тем временам актрис с согласием играть именно эту роль и понимает, что делать здесь ей больше нечего. Режиссер предлагает ей почитать сценарий. Актриса, уверенная в том, что эта роль ей не достанется, читает легко и свободно. А потом попросит какого-нибудь студийного статиста, обнимет его и скажет: «Милый, жемчужинка ты моя, вернулся!» Статист зайдется в смехе, а Марецкая будет рыдать на его плече. После пробы, Марецкая будет хохотать, и, опустившись на стул, покажет на испуганное лицо «жемчужинки». «Как же вы так могли плакать, - спросит он ее, - ведь я же смеялся вам в лицо?» «Милый, мне вас так жалко было. Вернулся мужик домой, а его никто не признает. И такой покорный, застенчивый, смущенный, "жемчужинка ты моя!»

... Через две недели в Ростов - на - Дону придет телеграмма: Марецкая утверждена на роль.

В 1940 году театр, руководимый Завадским вернется в Москву и объединится с театром имени Моссовета. Через некоторое время Заввадский станет художественным руководителем.

Племянник Марецкой, окончив семь классов, решает поступать во 2-ю артиллерийскую школу. Ему велели написать автобиографию и заполнить анкету. Он спросил Веру Петровну, что ему написать о родителях. «Напиши, что отец и мать арестованы органами НКВД» Естественно, что с подобной анкетой, мальчика в училище не приняли.

7 июня 1941 года Вера Петровна должна была уехать на гастроли. Накануне, придя, домой она услышит от мужа: «"Не раздевайся...» Объяснит, что произошло. «"Не могу, устала». «Надевай орден и иди». Вызвал такси. Когда они приехали,, директор училища уже собрался уходить. Увидев Марецкую, прошел с ней в кабинет. О чем они говорили, не знает никто. В итоге племянника приняли - по особому решению Наркомпроса.

Война застанет Веру Петровну на гастролях. Через несколько дней она вернется в Москву и узнает, что ее настигла новая беда. Арестована сестра Татьяна. На второй день войны Татьяну вызвали в Мосгороно, где ее ждал человек из НКВД. «Мы за вами давно следим, - скажет ей следователь, - но пока не было войны, мы вас не трогали. А теперь вы, сестра врага народа, для нас социально опасны».

Вторая сестра врага народа была для НКВД, видимо менее опасна и Марецкая вновь чудом избежала ареста. Более того, ей удалось практически невозможное. Именно по ее ходатайству Татьяну, прошедшую к тому времени пересыльные тюрьму, лагерь и работу на лесозаводе, освободят раньше срока. Вера Петровна посылала сестре письма и посылки, по признанию Татьяны, именно это и спасло ее. Как спасло и само ходатайство к тому времени уже народной артистки РСФРС. Это звание и Государственную премию Вера Петровна получит после выхода на экраны страны картины «Она защищает Родину».

Братьев спасти ей не удастся. Они оба будут расстреляны. Единственное, что сможет сделать Марецкая для братьев, так это возбудить после ХХ съезда ходатайство об их реабилитации.

Фильм «Она защищает Родину» выйдет на экраны в 1943 году. Будет просмотр на студии. А после него, все присутствующие будут смотреть мимо актрисы, опускать глаза, чтобы не встретиться с ней взглядом. Причину молчания актриса узнает на следующий день. Накануне было получено известия о гибели на фронте ее мужа и друзья не смогли показать его актрисе в день сдачи фильма. По странному стечению обстоятельств, все сидящие в зале, кроме Марецкой, смотрели, как она играла то, что случилось с ней в жизни.

На помощь приходят друзья, Завадский подставляет свое плечо. Пытаются добраться до ее сознания, что нужно поднимать детей на ноги, помогать племяннику. Она и сама это знала. И с головой окунулась в работу. Забегая вперед, скажу, что именно работа спасала актрису в самые трудные периоды ее жизни. В театре играет Машеньку в одноименной пьесе Афиногенова, играет Надежду Дурову, играет свою Мирандолину - неподражаемую хозяйку гостиницы Гольдони. А в кино помимо прочих ролей, она сыграет чеховскую акушерку Змеюкину в фильме «Свадьба» - все в ней брызжет весельем и радостью. «Махайте на меня, махайте» - капризничает она перед телеграфистом Ятем в исполнении Сергея Мартинсона.

В 1947 году актриса сыграет Варвару Васильевну, Вареньку Мартынову в фильме Марка Донского «Сельская учительница». Зрители долго гадали, как же одной актрисе удалось сыграть и восемнадцатилетнюю гимназистку, и шестидесятилетнюю учительницу в 41 год? Спустя годы, актриса приоткроет тайну своего «перевоплощения». Сначала предполагалось использовать сложный пластический грим - нужно было подтянуть кожу на лице юной Вареньки, наклеить мешки под глазами в годы ее старости. Под сложным гримом выразительное лицо актрисы становилось чужим и было похоже на застывшую маску. Это не могло понравиться ни Марецкой, ни Сергею Урусевскому, который был оператором на этом фильме. И тогда актриса попросила сделать обыкновенный легкий грим. И когда она впервые вышла в образе восемнадцатилетней гимназистки на съемочную площадку, режиссер не поверил своим глазам. Перед ним стояла молодая Марецкая - без специального грима и всевозможной пластики.

Вера Петровна, к тому времени уже очень известная актриса мужественно переносила все перипетии, связанные со съемками: ждала пока установят для крупных планов свет, часами простаивала перед киноаппаратом - снималось большое количество дублей: что-то не нравилось Донскому, что-то Урусевскому. И никаких капризов, никаких жалоб с ее стороны никто не слышал. А ведь могла бы капризничать...

Она никогда не капризничала, хотя очень часто имела право - как известная актриса, как признанный мастер своего дела, просто как женщина, которая устала. Не делала этого. Потому что уважала окружающих людей, потому что обладала чувством меры и чувством такта. На правах сначала жены, а потом бывшей жены художественного руководителя, она могла бы бить стаканы на репетициях и топать ногами от неудовольствия. Не делала этого. Хотя сплетен ходило множество. С завидным упорством шипели за спиной, что она прибрала к рукам и Завадского, и театр, что стала полновластной Хозяйкой в театре, что выбирает пьесы только для себя, а другим не дает играть. Завидовали ее верности одному театру и одному режиссеру. Завидовали тому, что, расставшись в жизни, Марецкая и Завадский сохранили и дружеские отношения, и творческие. Завидовали тому, как они репетируют друг с другом. Она все знала и реагировала по - своему. В душе переживала, а вида не показывала. Наоборот, делала все самое хорошее. И для своих завистников в том числе. Выбивала квартиры, устраивала в больницы, доставала необходимые лекарства, одним словом помогала. Многие этим пользовались. А что касается шипения за спиной...

Да, она играла главные роли в пьесах, которые специально для нее писали драматурги, и ставил Завадский. Да, она сохранила верность одному единственному театру, отказала Станиславскому и Мейерхольду. Отказала ради Завадского, которого полюбила один раз и навсегда. Которому доверяла безоговорочно. Более того, всех уверяла, что именно Завадскому она обязана тем, что стала актрисой. Театральной во всяком случае. А что касается личной жизни...

Я как-то спросила об отношениях Завадского и Марецкой у одной женщиной, которая долгое время дружила с ними. На что она ответила: «Там все настолько сложно... Они и сами-то разобраться не могут. Куда уж нам»

Действительно,куда уж нам.. Да,, сохранились воспоминания очевидцев, что в одно время в одном доме жила Марецкая с семьей и Завадский с Улановой. Комнаты были разнымии,, а веранда общей.. Вот на ней-то они и встречались по утрам.. И пили вместе чай.. И разговаривали.. Обо всем.. У них могло быть много тем для разговоров -общие друзья, например, новые спектакли, новые фильмы,новые работы Галины Улановой.. А то,что не было разбитых о головы друг друга сковородок и чашек -так люди-то какие были.. В их понятие это не входило.. Они умели интеллигентно расставаться.. И очень многое умели прощать,, потому что и так на долю каждого выпало достаточно горя. С ним бы справиться, не сломиться, выдержать, выстоять.. Поэтому и поддерживали друг друга, а не выясняли отношения.

Марецкая всегда знала, кто именно и что про нее говорит. Наверное, достаточно было бы одного еего слова, чтобы этот человек больше никогда не переступил порога этого театра. Но это слово никогда не произносилось. Как и не произносилась просьба о помощи - чтобы никого не обременять. Она не хотела быть кому-то в тягость. Даже своим близким. И когда ей кто-то помогал, она всегда с благодарностью улыбалась. И еще она боялась только одного - оказаться ненужной людям. Едва ее выписали из больницы после операции, актриса, превозмогая слабость и недомогания мгновенно окунулась в работу. Ездила на встречи со зрителями. Словно проверяла - нужна, или не нужна. Забыли, или же до сих пор помнят.

Именно во время болезни, вопреки запретам врачей Вера Петровна Марецкая ввелась на роль миссис Сэвидж в спектакль театра имени Моссовета. И была заснята на телевидении.

А ее побеги на запись на радио... Все подготавливалось заранее, было продумано до мельчайших подробностей. В условное время к маленькой лазейке в заборе, ограждающему территорию Кунцевской больницы подгонялось такси, Вера Петровна тщательно подготавливала врачей к тому, что ей необходима длительная прогулка на свежем воздухе. И действительно, честно проделывала круг по территории больницы, если видела за своей спиной пристальные взгляды врачей. Как только взгляды исчезала, актриса шла к лазейке, пролезала в нее и садилась в машину. И вместо прогулки ехала на радио, на телевидение, играть спектакль, наконец. Приезжала в больницу уставшая и довольная одновременно. Конечно же, ее обман раскрывался. Врачи сердились. Марецкая клятвенно обещала, что больше так не будет. Но дело - то было сделано.

В очередной перерыв между болезнями, Вера Петровна купила себя кассетный магнитофон. И когда вынуждена была подолгу лежать, прикованная болезнью к постели, она наговаривала стихи Пушкина, Блока, Ахматовой, Ппастернака. Все это записывалось на магнитофонную ленту вместе с щебетом птиц, находящихся за окнами ее палаты в парке.

Она знала, что обречена. Только не знала, сколько именно времени у нее осталось. Поэтому и старалась использовать каждую свободную минуту, чтобы забыть о болезни, чтобы почувствовать себя полноценным человеком.

Начиная снимать «Калину красную «Василий Шукшин обратился к Марецкой с просьбой сыграть мать своего героя - Егора Прокудина. Вера Петровна согласилась, но, болезнь, вновь дала о себя знать. И актриса не смогла приехать на съемки.

В последние годы жизни она очень часто вспоминала Вахтангова, который, будучи тяжело больным, репетировал светлую и прекрасную сказку под названием «Принцесса Турандот». Он знал, что обречен, только не мог знать, сколько ему осталось, торопился закончить «Турандот».

Вера Петровна Марецкая умрет 17 августа 1978 года, через восемнадцать дней после своего дня рождения. Во всех газетах появятся некрологи. И в первую очередь в газете «Правда», членом редколлегии которой когда-то был ее родной брат Дмитрий.

Ее друга и учителя уже год, как не будет на земле. Юрий Александрович Завадский умрет в 1977 году.

23 августа урна с прахом народной артистки СССР, лауреата Государственных премий. Героя Социалистического труда Веры Петровны Марецкой будет установлена в театре имени Моссовета, в театре, на сцене которого она проработала почти сорок лет. Ее похоронят на Новодевичьем кладбище.

21 октября 1982 года на Театральной аллее Новодевичьего кладбища у подножия голубой ели будет открыт памятник - надгробие: в углах постамента античные маски - трагедия и комедия, а между ними высечено: «"Вера Петровна Марецкая».

Остались фильмы, остались записи на радио, остались заснятые на пленку спектакли. Чтобы помнили. Потому что коротка людская память...

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ХОЗЯЙКА ТЕАТРА. Как-то Однажды во время гастролей в Париже, на спектакле « Дядюшкин сон» ко второму акту Вере Петровне стало плохо с сердцем | Вербальное убивает

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 331. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия