И.Тапилин 9 страница
Тогда же он женился в Америке на девушке греческого происхождения и остался постоянным солистом Метрополитен-опера. Выезжает и на гастроли в других крупных театрах, пожиная славу и хвалу во всем свете за чистоту, силу и красоту своего голоса так же, как и за безупречно талантливую игру при выполнении сценических ролей. УСТЬ-БЕЛОКАЛИТВЕНСКАЯ (дон.) - крупная станица на. правом берегу реки Белая Калитва при ее впадении в Северский Донец. Широко развитое садоводство со множеством виноградников; в юрте станицы богатые залежи антрацита, а у хутора Бугураева гора с мощным пластом твердого белого камня, из которого вырабатывались мельничные жернова и разного рода молотильные и трамбовочные катки. УСТЬ-ЛАБИНСКАЯ (куб.) - станица при впадении реки Лабы в Кубань; 8 тыс. жителей. Основана в 1794 г. и заселена Донскими Казаками, переселенными сюда насильственно после двухгодичных восстаний, уговоров и усмирения. УСТЬ-МЕДВЕДИЦКАЯ (дон.) - крупная станица типа губернского города, до 1920 г. административный центр одноименного округа. Расположена на правом берегу Дона в 5 км от устья речки Медведицы; ок. 35 тыс. жителей, причем иногородних среди Казаков не больше 10-15 процентов; Окружное Правление, Окружной Суд и другие гражданские и военные учреждения; Платовское реальное училище, мужская и женская гимназии, женская прогимназия, учительская семинария с образцовой школой, духовное училище, женское епархиальное училище, высшее начальное училище, а также военно-ремесленная и несколько общеобразовательных низших школ; Окружная больница, амбулатория, семь врачей; две паровые мельницы, пивоваренный завод и винные склады. Благодаря большому числу образованных людей, судей, адвокатов, чиновников, офицеров, учителей, студентов, станица У.-М. стала крупным культурным центром на Дону. Из нее вышло немало видных людей, оставивших в жизни Края заметный след. Таковыми были писатели Ф.Д. Крюков, Р.П. Кумов, С.А. Серапин (лит. псевдоним - С. Пинус), советский классик А.С. Попов (лит. псевдоним Серафимович), казачий политический деятель П.М. Агеев, казачий большевик войск, старшина Ф.К. Миронов и др. Процветали публичная библиотека, зимний театр и Народная чайная, в качестве Народного Дома Церковные службы совершались в соборе Воскресения Христова и в четырех других храмах, а также в расположенном поблизости Преображенском женском монастыре. Ст. У.-М. основана Верховыми Казаками в первые годы их возвращения на Дон, т. е. во второй половине XV! ст. В далеком прошлом она служила крепким оплотом старообрядчества. Вверх по Дону за 3 км от станицы, на правом обрывистом берегу когда-то Казаки основали мужской монастырь. Пребывавшие там иноки не признали реформ патриарха Никона, за что обитель в 1688 г. была разорена и разрушена московской ратью. Но по казачьей легенде, защитники древнего благочестия не сдались до конца и по Божьему велению Дон-Батюшка, не допуская их посрамления, поглотил монастырь вместе с церковью. Некоторые старожилы утверждали, что оттуда, где она скрылась под водою, каждую пасхальную ночь из-под воды слышен глухой благовест. Позднее недалеко от этой потонувшей обители, был основан другой монастырь на этот раз -женский. Он существовал до торжества советской власти. Ленинцы монастырь уничтожили, ст. У.-М-кую переименовали в г. Серафимович, воздав тем честь своему писателю, выросшему там и проживавшему в станице долгое время. УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ ОКРУГ - до 1920 г. административный район во Всевеликом Войске Донском; 27 тыс. кв. км, 350 тыс. жителей. Станицы населены Верховыми Казаками: Усть-Медведицкая, Арчадинская, Березовская, Глазуновская, Евтеревская, Кепинская, Клетская, Кременская, Малодельская, Ново-Александровская, Островская, Перекопская, Раздорская н/Медведице, Распопинская, Сергиевская, Скуришен-ская, Усть-Хоперская. УСЫНОК - речная коса, длинный песчаный нанос вдоль берега реки. УТЕКЛЕЦ (некр.) - беженец, беглец, эмигрант. УТИРАЛЬНИК - полотенце. УТИРКА - носовой платок. УТРЕНЕВАТЬ (некр.) - бодрствовать рано на утренней заре. УЧИНИТЬ - выполнить, завершить, сделать. УЧКУР - тонкий шнур, протянутый внутри мягкого пояса казачьих шаровар; туго затянутый поддерживает их на бедрах и незаметен под бешметом и черкеской. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - съезд народных представителей, созванный в связи с коренной, революционной перестройкой государственного порядка. У. С. составляет и утверждает Основные Законы (конституцию), регламентирует связанные с этим экстраординарные политические и социальные перемены в жизни страны. Созыв У. С. возможен только в преддверии демократического строя, т.к. тоталитарная власть с народным мнением считается мало. У. С. в России было созвано после Февральской революции 1917 г. Выборы народных представителей подготовлены во время пребывания у власти Временного Правительства. Они состоялись на основах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования 25 ноября того же года, хотя в некоторых округах были отсрочены на неделю. Во время выборов государственная власть находилась уже, в результате Октябрьского переворота, в руках ленинцев, которые, сколько могли, террористическими актами противодействовали их стройному протеканию. Несмотря на это, в них приняло участие 41.686 тыс. избирателей, из которых на долю партий умеренных социалистов пришлось 23.605 тыс. голосов, а в том числе 17.400 тысяч, для соц.-революционеров и 4.957 тысяч для социалистов украинских; за представителей нац. меньшинств голосовало 3.291 тысяча, за партию Народной Свободы (кадетов) -1.986 тысяч, за социал-демократов большевиков - 9.844 тысячи. При таком значительном большинстве социалисты могли легко провести в жизнь все свои программные проекты, но захвативших уже власть ленинцев это не удовлетворяло, они не желали делиться ею даже с умеренными марксистами. Благодаря их насилиям, Всероссийское У. С. не смогло направить судьбу страны на демократические пути и хотя бы наметить осуществление назревших реформ. Большинство делегатов прибыло в Петроград к началу сессии. Они собрались в Таврическом дворце к четырем часам 5/18 января 1918 г., но уже первое заседание прошло в условиях грубого противодействия свободному слову. Председателем собрания и секретарем были избраны социал-революционеры, В. М. Чернов и М. В. Вишняк, но выступления ораторов во время заседания непрерывно заглушались криками, стуками, свистами депутатов-большевиков и вооруженных толп ленинцев, заполнивших галереи, входы и выходы. В 4 часа 40 мин. утра 6/19 января красный матрос комиссар Дыбенко, явившись со своим отрядом, приказал депутатам разойтись. На следующее заседание в тот же день, красная гвардия, вообще депутатов не допустила, кое-кого из них арестовала, некоторых расстреляла, а остальным советская власть предложила немедленно оставить столицу. На этом и закончилась эпопея демократических достижений русской революции. УЧУГ (урал.) - загородка из толстых бревен или металлическая сетка, установленная поперек реки для того, чтобы задержать движение крупной рыбы, идущей с моря вверх по течению. УЧУРОВ А.С. (дон.) - род. 19 октября 1877 г.; участник Первой мировой войны; крепкий духом боролся за Дон в двух войнах 1918-1920 и 1942-1945 гг.; остался в эмиграции и умер в Дорнштадте (Германия) 18 сентября 1956 года. УШАКОВ Иван Иванович (дон.) - рожд. 1870 г., происходил из Донецкого окр.; член Русской Государственной Думы второго созыва. Окончил Учительский институт и служил учителем в ст. Елизаветовской. Там при поддержке местного населения добился перевода высшей начальной школы на программу прогимназии, организовал при ней библиотеку и небольшой музей местных археологических находок. Став таким образом, на юге Дона популярной личностью, У. был избран депутатом Государственной Думы по списку Конституционно-демократической партии. После досрочного роспуска этого Народного Собрания не был допущен обратно к педагогической деятельности, как несовсем «политически благонадежный» и стал частным поверенным в судебных делах. Одновременно с этим был избран директором Азовского Общества Взаимного кредита, созданного по его же инициативе и при его деятельном участии, а кроме того участвовал в некоторых промышленных предприятиях. После революции 1917 г. ст. Елизаветовская послала его своим представителем на все сессии Донского Круга. С1920 г. У. был эмигрантом и много лет прожил в США. Умер в 1962 г. и похоронен на кладбище поселка Чураевка {штат Нью-Йорк). УШАКОВ Николай Александрович (дон.) - рожд. 1875 г., ст. Краснокутской; полковник. Во время Первой мировой войны получил много боевых наград, в том числе орден св. Владимира 4 ст. При общем восстании на Дону в 1918 г. участвовал в пленении и экзекуции красных казачьих лидеров Подтелкова и Кривошлыкова, в отмщение за смерть друга, полковника Чернецова, зарубленного Подтелковым. Став эмигрантом, полк. У. с 1923 г. проживал в США, где работал физически и шофером такси. Умер 23 июня 1963 г. в Нью-Йорке и погребен на кладбище при фарме РОВА. УШАКОВ Тихон Васильевич (дон.) - рожд. 1897 г., ст. Каменской; сотник. После окончания Донского кадетского корпуса из Николаевского кавалерийского училища выпущен прапорщиком вначале 1916 г. на фронт Первой мировой войны в 53 Дон. казач. полк; партизан Степного похода. Погиб во время борьбы за Дон. УШКУЙНИКИ - судовая рать Великого Новгорода; совершала походы по рекам и распространила власть своего города на Сев. Двину, Каму и Вятку. У. иногда нападали и на владения Москвы; в 1366 г. захватили Нижний Новгород «и много гостей бесермен и Армень изсекоша и Новьград пограбиша, и проидоша и до Болгар воююще». В 1378 г. взяли и ограбили г. Кострому, но на Волге были перебиты Татарами 3. Орды. Ввиду того, что У. появляются в истории Севера раньше исхода Казаков с Дона и других владений Золотой Орды, предполагать Казаков в их среде можно только от XV столетия. УШЛЫЙ - сметливый, догадливый. УШНИК - густая лапша на жирной ухе, «янтарная» лапша. УШНОЕ (некр.) - рыбный суп, уха.
Ф ФАНАГОРИЯ — древний город на Таманском полуострове у берегов судоходного залива, выходящего в Керченский пролив; был населен Меотами и Греками, ремесленниками и купцами, проводившими торговлю с жителями Сев.Кавказа. По словам Прокопия Кесеарийского (Война с Готами), в начале VI в. Ф. и соседнее с нею поселение Цепи были уничтожены: "некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания". На этом месте поселений больше не возникло, осталось только городище Ф. вблизи ст, Таманской. ФАНАТИЗМ — доходящая до исступления приверженность к каким-либо идеалам, религиозным, политическим, общественным и т. п. Фанатизм исламизма, проявившийся в зверском истреблении христиан на Сев. Кавказе, после завоевания его Турками (1476-80), послужил первой причиной казачьей ненависти к ним, впоследствии подогретой неоднократными случаями резни христиан Армян и Балканских Славян; точно также, фанатическое внедрение в казачью среду униатства стало одной из причин долголетних казаче-польских войн, в результате которых Речь Посполитая, потеряла приднепровскую казачью область, Гетманщину. В нашем веке много больше, чем мусульманские зверства Средневековья, Казакам стоил бесчеловечный фанатизм марксистско-ленинских когорт СССР. ФАТАЖЕН — жидкий продукт перегонки нефти, керосин для освещения. ФЕВРАЛЁВЫ (уссур.) — 1) В. Ф. во время Первой Мировой войны командир сотни Уссурийского полка, кавалер ордена св. Георгия 4 ст. и Золотого оружия; в 1916 г. убит на Австрийском фронте; 2) Р. Ф. войсковой старшина и советник Уссурийского Войскового Правления; пал жертвой интриг и большевистского террора, похищен с улицы г. Владивостока и через три дня обнаружен убитым на заброшенном форту. ФЕДЕРАТЫ - политический термин, существующий со времен Римской империи. "Федератами" назывались солдаты вспомогательных войск в поздней империи, предоставленные ей тем или иным племенем (гетами, гепидами, вандалами, герулами, гуннами) и его вождем по договору (Fоеdus). По этому договору император обязывался выплачивать федератам ежегодное жалование или выдавать соответственное количество продовольствия; они же обязывались оборонять границы Римского государства. Федераты (особенно в IV-V вв.) являлись отдельным войском, которое не смешивалось с основным войском империи — войском римских солдат — и которое имело своих военачальников. Это отдельное войско — чаще всего целое племя — находясь на территории империи, было свободно от налогов и сохраняло свой образ жизни. Прокопий (Веll Vand I, II, 3-4) поясняет, что федератами служили только те варвары, которые не были покорены, ни тем более обращены в рабов; они примкнули к империи на равных с римлянами началах, потому что "фоедера" означает союз с (бывшими) врагами". "Неспаянность больше того, постоянная вражда племен несметного варварского мира, неуклонно надвигавшегося на обе части империи, давали возможность последней использовать в борьбе с варварами варварские же силы. Многочисленное и нередко сокрушительное войско из федератов прекрасно справлялось с хорошо известным ему противником, поэтому империя впускала в свои предел значительные группы людей, объединенных вокруг сильного вождя. Наиболее выдающиеся из "начальников федератов" обычно делали блестящую карьеру; они получали высокое звание "комита доместиков" и магистра армии, иногда назначались консулами и даже становились патрициями". "Отряды федератов размещались на границах, где и защищали империю от набегов враждебных варваров". "Они жили в отдалении, не на землях империи, а за Дунаем" (Иордан, О происхождении и деяниях Гетов, Комментарий Е. Ч. Скржинской, стр. 249-251, Москва, 1960). Таковы были отношения Рима и Византии с соседними вольными народами. Они полностью соответствуют казаче-польским и казаче-русским фактическим отношениям во второй половине нашего тысячелетия. И если в Риме и Византии договорную, службу империи выполняли, по большей части, гото-германские племена, то роль Ф-тов или "служилых по договору" в древней Руси, в Золотой Орде, в Вел. княжестве Литовском в Речи Посполитой, Московии и Российской империи, всегда принадлежала соседним с ними племенам Казаков и их предков. Эта аналогия показывает, что перечисленные выше государства шли давно уже проторенными дорогами и пользовались услугами Казаков в той же мере, как некогда Рим и Византия пользовались вооруженной помощью чужих "варваров", т. е. не Греков и не Римлян. Русские летописи запечатлели таких Ф-тов на реках Днепр и Дон. В Средние века это Торки, Торпеи, Берендеи, Ковуи, основательно славянизированные племена Черных Клобуков, говоря о которых летописец пятнадцатого века поясняет, что они прозывались и Черкасами, выходцами с Кавказской Черкасии (Московский летописный свод конца XV века, под годом 1152, Москва-Ленинград 1949). Дон тогда давал Московской Руси не так много служилых людей, но все же, судя по летописям, казачье племя Бродников (по персидской географии X в. — Брадасы), живших на Среднем Дону, на призыв некоторых русских князей приходило к ним с помощью. Во время владычества Золотой Орды Казаки стали Ф-тами татарских ханов. От конца XV в. Днепровские Казаки, уйдя от ханов, стали Ф-тами Вел. кн. Литовского, а Казаки Северские (Севрюки), Азовские и Белгородские на несколько лет позднее согласились принять на себя ту же роль в службе князю Московскому, а те, что были изгнаны Татарами с Дона еще в XIV ст., несли ее и раньше. Так же как и дунайские, казачьи Ф. получали от соседних монархов "ежегодное жалованье" и "соответственное количество продовольствия" (хлеб, вино, сукно, порох, свинец), а в свою очередь обязывались оберегать границы их владений. Даже подчинившись, русским царям, Казаки трактовались ими, как Ф., а не подданные и, "находясь на территории империи, были свободны от налогов и сохраняли свой образ жизни, И при этих условиях они составляли отдельное "иррегулярное войско, которое не смешивалось с основным войском империи" и "имело своих военачальников", хотя отдельные Казаки поступали иногда в регулярную русскую армию, а наиболее выдающиеся Казаки делали в империи блестящую военную или гражданскую карьеру. Непокорная казачья кровь, пролитая Русскими во время царствования Петра I и Екатерины II, разгромы, руины, аннексия казачьих земель, переселения на новые места, мало изменили договорную сущность отношений между Казаками и императорами; формально Казаки оставались прежними федератами с урезанными правами на землях, получивших колониальный статус. Только падение возрождённой казачьей государственности, после отчаянной трехлетней борьбы, принудило остатки Казаков в 1920 г. начать слияние с бесправной массой "граждан" новой России — РСФСР. ФЕДЕРАЦИЯ — союз двух или нескольких государств, обусловленный общностью соседских интересов; новейшая форма Ф - ции — союз государств, где составляющие его компоненты действуют самостоятельно только во внутренних делах, участвуя в создании федерального правительства и подчиняясь его постановлениям по вопросам общего законодательства, обороны и финансов. Наиболее совершенные примеры Ф-циц — Северо-Американские Соед. Штаты и Швейцария. По постановлению Верховного Круга от 10 января 1920 г. Дон, Кубань, Терек и др. казачьи соседние общества объединялись в Казачью Ф-цию. ФЕДОСОВ Андрей Григорьевич (дон.) — род. 30 октября 1901 г. в хуторе Ловягине ст. Березовской; сотрудник Каз. Словаря-Справочника. Окончил Высшее начальное училище в своей станице и с юных лет принимал участие в борьбе за Дон. При отступлении Дон. Армии к Черному морю попал в плен к ленинцам, из лагеря военнопленных призван на службу в Красную армию и до августа 1922 г. служил писарем в различных штабах. После этого, демобилизован и возвратился в станицу. Когда началась коллективизация Ф-сов был арестован вместе с отцом и освобожден только после семи месяцев заключения в тюрьме. Обвиняли в порче собственного хлеба: отобрав весь урожай и ключи от амбара, власти оставили зерна по расчету на 8 душ семьи. Его при шлось держать в мешках на земляном полу и там появилась плесень. За это отец отбыл пять лет тюремного заключения. В августе 1930 г. Ф. вместе со своей семьей выслан в спецпосёлок "Островки" Арх. губ. Через год потерял там старшую дочь Параскеву, умершую вследствие невыносимых условий жизни. Работал на лесозаготовках, но в 1933 г. снова арестован и несколько месяцев пробыл в тюрьмах Плесецка и Архангельска. За это время умерла от истощения его жена Агриппина Алексеевна. Не застав ее в живых после освобождения из тюрьмы, Ф. через некоторое время бежал с места ссылки и скрывался под чужим именем на севере Дона. Когда немцы продвинулись к Сталинграду, он среди борцов за казачье освобождение отошел в Германию, там спасся от выдачи Сталину и остался в эмиграции. ФЕДОСОВЫ (дон.) - стан. Березовской; 1) Акулина Андреевна, Алексей Никитич, Андрей Иванович, Сергей Афанасьевич и Дарья в 1980 г. высланы, как раскулаченные, на дальний север в спецпосёлок Островки Арханг. губ. и в течении двух лет умерли там от непосильной работы и истощения; 2) Василий Иванович и Василий Васильевич принадлежали к числу двадцати семи Казаков той же станицы, расстрелянных без вины и без суда в 1921 г. карательным отрядом коммунистов около буерака "Сухой"; 3) Василий Никитич и Павел Георгиевич расстреляны без вины и без суда ленинцами в 1922 г. около своей станицы на берегу р. Медведицы; 4) Григорий Иванович отбыл пятилетнее заключение в саратовской тюрьме по бессмысленному обвинению в порче собственного зерна, освобожден в 1936 г. и возвратился домой; через год снова арестован и бесследно исчез; 5) Сергей Афанасьевич арестован в 1933 г. и выслан к границе Пакистана; 6) Софрон Семенович арестован во время коллективизации и умер на пропускном пункте "Судак"; 7) Ульян Алексеевич в 1930 г. выслан с семьей, как раскулаченный, в спецпоселок Островки Архангельской губ. ФЕЛОНЬ — принятое у Славян, греческое название части облачения священника во время богослужения, риза, парчевая мантия без рукавов, схожая по фасону с кавказской буркой. ФЕОДАЛИЗМ — средневековая политическая система, принятая во многих государствах Европы, при которой феодальная страна была поделена на отдельные территориальные участки - "феоды", отданные монархом-сюзереном в ленную зависимость знатным особам-вассалам. Вассалы обязывались выплачивать за них ежегодную дань и выставлять в армию сюзерена условленное число рыцарей и вооруженных воинов; за это они получили право пользоваться трудом населения своего феода и распоряжаться судьбами его жителей, считая их своими подданными. Феодальная система существовала в течение второй половины Средних веков, К ликвидации ее в XVI в, привела централизация государств, усиление власти монархов и создание постоянных армий. ФЕСЕНКО Михаил Васильевич, (куб.) — род. 1 декабря 1900 года, ст. Ключевой; сын члена Кубанской Краевой Рады, войскового старшины Василия Васильевича Ф., участник борьбы за Казачью Идею, пресвитерианско - евангелический пастор. Окончив па Кубани Александровское ремесленное училище, вступил добровольцем в партизанский отряд полк. Лесевицкого, с которым выступил против ленинцев в Первый Кубанский поход; был тяжело ранен и вместе с другими ранеными оставлен в станице Дядьковской. Станичники укрыли его от расправы красногвардейцев и по выздоровлении он получил возможность возвратиться в Екатеринодар, где годы 1918-19 был студентом Кубанского Политехнического института. Летом 1920 г., с отрядом кубанских повстанцев, через Грузию попал в Крым, откуда эвакуирован с армией Врангеля и остался в эмиграции. Проживая в Чехии, прослушал четыре семестра Экономическо-кооперативного факультета Высшей школы в Подебрадах. От 1925 г. в США. В 1929 г. окончил курс Принстонской Духовной Академии и в годы пребывания в ее стенах, по поручению Центрального Союза украинских студентов в Европе, был его представителем на Соединенные Штаты. Получив степень бакалавра богословия, переехал в Канаду и там назначен пастором Пресвитерианско - евангелической общины. Редактировал и издавал журналы "Евангельская Правда" и "Кубанский Край", который выхолил на русском и украинском языках и настаивал на праве Кубанских Казаков иметь свою независимую государственность. Среди др. богословских работ Ф. издал "Требник" и "Сборник проповедей". Состоял по избранию первым председателем Совета украинских евангелических церквей. ФЕТИСОВ Гавриил Иванович (дон.) — рожд. 1891 года, ст. Усть Белокалитвенской, подхорунжий. После революции 1917 г. он возвратился домой из сотни, но вскоре, восставшие против ленинцев станичники избрали его командиром своего отряда и с этого времени Ф. прошел весь страдный путь борьбы за Дон. Попав в 1920 г. из Крыма заграницу, он обосновался в Париже и решил разыскать у букинистов французской столицы как можно больше книг о Казаках и их истории. В детстве он не получил большого образования, но теперь научился читать по-французски и разбираться в тексте английском. Отказывая себе во многом, из своего заработка он приобрел крупную домашнюю библиотеку, которую сам в шутку называет "Акулинин архив". Мало того, на свои скудные сбережения Ф. издал две книги И. П. Буданова "Дон и Москва", а кроме этого постоянно принимает живое и деятельное участие во всех проявлениях казачьей общественной жизни. ФЕТИСОВ Михаил Алексеевич (дон.) рожд. 1880 г., ст. Баклановской; генерал-майор, станичник ген. Бакланова и внук его адъютанта, вырос в семье, хранившей предания и заветы казачьей старины. В 1904 г., с производством в чин хорунжего, из Новочеркасского казачьего училища вышел на службу в 4-й Дон. каз. полк, где числился до начала Первой Мировой войны. После этого со льготы командирован в сформированный из Казаков гвардейского запаса 53 Дон. каз. полк особого назначения. Весной 1916 г. произведен в чин есаула и переведен в 7-й Дон. каз. полк на должность строевого помощника командира полка. Благодаря доверию и любви, которыми он пользовался у подчиненных, после революции 1917 г. полк избрал его своим делегатом на Первый Донской Поисковой Круг и на Общеказачий съезд и Петрограде. С фронта возвратился домом и чине войскового старшины, по демобилизации остался в Новочеркасске и благополучно пережил пребывание в городе "красных" Казаков. Но когда ссора их командира Голубова с Ростовским Ревкомом закончилась разгоном его отряда и новым нашествием на Новочеркасск красной гвардии, войск, старшина Ф, ушел в ст. Кривянскую. Тут его встретила толпа повстанцев, бывших его подчиненных по 7-му полку. Они готовы были атаковать красных пришельцев и настойчиво просили своего прежнего командира стать во главе отряда и вести на опостылевшего врага. В этом импровизированном войске, кроме опытных боевых фронтовиков, было не мало станичной молодежи и даже Казачек, вооруженных пиками и вилами. Став их предводителем, войск, старшина Ф. распределил между ними роли, повел цепи на Новочеркасск и после нескольких часов боя город освободил, и хотя через три дня Казакам, под давлением противника снова пришлось его оставить, но отошли они оттуда пополненные множеством офицеров и молодежи, а кроме того повстанцы сохранили созданный ими обширный плацдарм для подходящих партизанских отрядов Походного атамана П. X. Попова, дали возможность организовать Южную группу повстанческих войск и 28-го апреля вторично освободить Новочеркасск, который теперь удалось удержать надолго, при помощи подоспевшего в самый трудный момент 25 апреля отряда капитана Дроздовского. Круг Спасения Дона в награду за геройское и умелое руководство боевой операцией, произвел Войск, старшину Ф. в чин генерал-майора." После двух лет дальнейшей борьбы за Дон, ген. Ф. ушел вместе с Донской армией в эмиграцию. Среднего роста, ладно сложенный, черноглазый и смуглый красавец-брюнет,. Михаил Алексеевич Ф. был ярким представителем распространенного среди Казаков туранского типа; благодаря своей наружности, ом получил у своих друзей шутливое прозвище-. "Ахмет мирза Пей Наливай Бей Выталкивай Выгоняй Бек Ф.". Прекрасный строевик и смелый офицер, он вместе с тем отличался корректной независимостью со старшими начальниками, особым тактом и отеческой справедливостью в отношениях с подчиненными. Воспитанный на преданиях казачьей вольной старины, он, не в пример большинства казачьих начальников, открыто стал и ряды возникшего за границей Вольно - казачьего идеологиич. движения, как сторонник народоправства, равенства и братства в казачьем независимом государстве. Умер в Праге (Чехословакия) в 1982 г. ФЕТИШИЗМ — религиозное поклонение материальным предметам, которым приписывается сверхъестественная сила, исходящая на них от доброго или злого духа. ФИГУРИСТЫЙ — статный. ФИЛИМОНОВ Александр Петрович (куб.) — рожд. 1870 г., ст. Григориполисской, Кубанский атаман, генерал-лейтенант. Будучи офицером 1-го Екатеринодарского каз. полка, командирован в Военно - Юридическую Академию, закончил ее курс в 1904 г. и начал службу в Юридическом отделе штаба Казанского военного округа. Ему пришлось выступать по назначению защитником кубанских артиллеристов, отказавшихся стрелять по Казакам при усмирении урупцев, а также защищать в суде убившую губернатора революционерку Марию Спиридонову. В 1908 г. полковник Ф. назначен атаманом Лабинского отдела и на этом посту заслужил славу выдающегося администратора, хотя Наказный атаман считал его чересчур прогрессивным и недолюбливал. После революции, в мае 1917 года Войсковая рада назначила Ф-ва членом и председателем Кубанского правительства, а 11 октября того же года Краевая Рада избрала его на пост Кубанского атамана. Первые месяцы его атаманства прошли в тоскливой неуверенности за судьбы края. Казачье население держалось пассивно, и атаман с правительством не был в состоянии вызвать в нем силы сопротивления надвигавшимся со всех сторон красногвардейским отрядам ленинцев. Правительству пришлось с малыми силами оставить Екатеринодар и искать соединения с Корниловской армией. Во время этого Первого Кубанского похода атаман, по неизвестным мотивам, нашел необходимым поставить во главе правительственного отряда русского лётчика Покровского, человека чужою, с авантюрными наклонностями и с жестоким сердцем. Он возвысил его своею властью из капитанов сразу в чин полковника, а затем и в чин генерала, которому в дальнейшем поручалось командование крупными казачьими соединениями. Возвратившись вместе с восстающими Казаками из Второго похода в столицу Кубани, атаман Ф., волею Рады произведенный в чин генерал-лейтенанта, должен был управлять краем в очень сложной обстановке открытого и скрытого сопротивления Кубанской Рады настойчивым попыткам генерала Деникина обратить Казаков в послушных исполнителей его воли. В этой борьбе атаман должен был принять на себя неблагодарную роль посредника и примирителя. При таком положении он не смог предотвратить некоторых гнусных выпадов противников казачьей обособленности и настоять на выполнении условий договора с добровольческим командованием о создании отдельной Кубанской армии. На посту атамана ген. Ф. оказался не достаточно волевым. Как и многие другие казачьи военачальники, воспитанные почти с колыбели в русском духе, он находился под обаянием призрака великой, единой| и неделимой России, олицетворение которой он находил в малочисленной Добровольческой армии, не теряя надежды, что именно она окажется зародышем русской национальной армии, около которого соберутся все "здоровые духом русские люди" и под командой своих боевых генералов сметут власть ленинцев.
|