Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И.Тапилин 12 страница




ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ —съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христи­анского мира для разрешения догматических и канонических вопросов веры и для иных цер­ковных дел. Их постановления имели для всех христиан не­пререкаемую обязательность. До разделения Церквей на За­падную католическую и Вос­точную православную (1054 г.) Ц. С. состояли из всех христи­анских епископий и называ­лись Вселенскими. Православ­ная Церковь признает решения семи Вселенских Соборов. Это — Никейский, Константинепольский, Эфесский, Халкедоиский, Константинопольский Второй, Константинопольский Третий и Никейский Второй. Собравшиеся после этого Ц. С. считаются Соборами По­местными, т. е. выражающими частную волю разделившихся христианских Церквей. Выс­шие духовные иерархи Казачьей Земли принимали участие во всех Вселенских Соборах; подписи епископов и митро­политов Томи и Таны (Тамани и Дона), Скифии Боспорянской и Боспора сохраняются в актах до наших дней: под ак­том. Первого Вселенского Со­бора (325 г.) подписался епи­скоп боспорский Донн, Второ­го (381) — епископ Томи и Таны Геронтий (подпись — между епископами азийскими), Третьего (431) — Тимо­фей, епископ Скифии Томитанской, Четвертого (451) — Евдоксий, епископ Боспорский и Феотим, митрополит Томитаны и прочей Скифии, Пятого (553) — епископ То- митаны Александр и митрополит боспорский Иоанн, Седьмого — подпись заместителя боспорского епископа Андрея, (в 787 г.).

ЦЕРКОВЬ — собрание ве­рующих, объединенных един­ством религиозной идеологии. Казаки принадлежат к древней Греческой Церкви в ее двух от­ветвлениях: Русском Правос­лавии и Старообрядчестве. Са­мые старинные христианские общины на нашей земле со­ставляли часть Церкви Гречес­кой с епископами и митропо­литами Томи, Таны и Скифии Боспорянской. На эти кафед­ры их назначали Константино­польские патриархи, хотя не­которые из них рукоположе­ны Грузинскими католикоса­ми.

Во время власти Золотой Ор­ды, христианские приходы кочевой степи находились в ве­дении епископов Сарайских, которые подчинялись тому же Константинопольскому патри­арху, но уже через митрополи­тов Московских, хотя им и бы­ли предоставлены широкие автономные права. На севере До­на, "передел Червленого Яра" тоже крепко держался Сарайской епархии. Там уже в деся­том веке проживало какое-то христианское племя В. Н. НД. Р., вкотором можно угады­вать Берендеев русских лето­писей. Московские митрополи­ты, начиная от Петра (1308-1326) безуспешно пытались изъять этот "передел" при ре­ках Вороне и Хопре из веде­ния епископов Сарайских и Подонских, чтобы передать его в епархию Рязанскую. Тог­да там проживал "народ хри­стианский воинска чина (....) зовомии Козаци", имевшие "чудотворные иконы в церк­вах своих". По словам А. И. Ригельмана об этом известно из Краткой Московской летописи. Об этом же свидетель­ствуют Вкладные книги Дон­ского монастыря в Москве и часовни на Лубянке там же.

Во время развала Золотой Орды, управление церковными делами Казаков перешло к ми­трополитам Крутицким, носив­шим также прежний титул епи­скопов Сарайских и Подон­ских и считавшимся замести­телями митрополитов Москов­ских. От 1613 г., со времени царя Михаила Федоровича, связь Казаков с духовным гла­вой, Московским патриархом, была установлена через По­сольский Приказ. Днепровские же Казаки в эту эпоху имели верховными владыками Киев­ских митрополитов, поставлен­ных Иерусалимским или Кон­стантинопольским патриархом. Церковные реформы Московского патриарха Никона вначале не отразились на духовной жизни Казачьей Церкви. Днепровские Казаки, вообще, стояли в стороне от московских событий и церковных разногласий, а все другие — оставались при старом обряде и при прежних Богослужеб­ных книгах. Кандидаты в свя­щенники указывались Круга­ми, которые одновременно по­сылали патриарху их характе­ристику: "духовен, смирен и неупоен и нам Казакам он угоден". После этого патриар­ху оставалось только утвер­дить и благословить нового ие­рея. Роль духовенства своди­лась исключительно к религи­озному "окормлению" паствы, без права мешатся в полити­ческую жизнь края.

Такую условную автокефа­лию Казачьей Церкви в 1718 г. уничтожил император Петр I, подчинивший ее общины бли­жним русским архиереям. До­ном и Тереком ведали еписко­пы Воронежские, которые од­нако еще сто лет после этого имели много хлопот с казачь­им духовенством. Казачьи ба­тюшки оставались тесно свя­занными со своими станицами и в церковных делах прежде всего считались с казачьим на­чальством, Кругами и атамана­ми. "Даже в конце XVIII века Синод получал жалобы Воро­нежского епископа на то, что Войсковой атаман А. И. Ило­вайский запрещает ему в от­дельных случаях вмешиваться в духовные дела казачьих при­ходов, а причты их по преж­нему определяются с утверж­дения "казачьего круга и стар­шин" (А. П. Пронштейн, Зем­ля Донская в XVIII веке).

Для того чтобы прекратить постоянные пререкания между атаманами и русскими еписко­пами, Указами 14 марта и 3 ап­реля 1829 г. на Дону была уч­реждена своя Новочеркасская епископская кафедра с подчи­нением ей приходов Сев. Кав­каза. От этого времени атама­ны и станицы могли разре­шать все церковные дела на месте, а Старообрядчество во многих случаях изжито при по­мощи миссионерской деятель­ности русского духовенства, компромисной формой Единоверчества и некоторого давления свыше.

ЦЕРКОВЬ РУССКАЯ — об­разовалась после крещения Руси в 988 г. и повсеместного распространения христианства по всем ее областям; одна из самостоятельных, автокефаль­ных частей Православной Цер­кви; по догматам и канонам не отличается от своей матери Церкви Греческой. Ц. Р. пер­воначально зависела от гречес­кого патриарха, а в 1598 г. вы­делилась в самостоятельную юрисдикцию, после чего мос­ковские митрополиты стали именоваться патриархами. В результате церковных реформ патриарха Никона (1654-1658), из Ц. Р-ской выделился ряд. общин несогласных с нововве­дениями; получился "Раскол". От русской официальной Цер­кви отделились общины Старообрядцев, не признавших из­менений в некоторых обрядах, исправленных книг и "никони­анского" духовенства. Но еще и до этого, на протяжении веков существования Ц. Р., воз­никало множество сект, часто изуверческих и по характеру — языческих. Император Петр Первый упразднил пост патриарха и духовную власть над Ц. Р. поделили между собою им­ператор и назначенный им из епископов и митрополитов Святейший Синод. Патриарше­ство восстановлено после Фев­ральской революции 1917 го­да, ко при безбожной власти Советов сохранилась только его формальная видимость; искренне верующие люди про­живают без "благодатных" па­стырей, достойных доверия и уважения, а кроме того дол­жны выносить постоянные ко­щунственные нападки воинст­вующих безбожников. Загра­ницей в эмиграции Ц. Р. объ­единяет великорусские круги.

ЦИГУЛИЕВ Гавриил Иванович (терск.) — род. ок. 1878 г., ст. Черноярской; полковник, В 1910 г. из Оренбургского каз. училища выпущен хорунжим в 1-й Горско-Моздокский полк; на фронте Первой Мировой войны служил во 2-ом Горско-Моздокском полку, награжден орденом св. Георгия и други­ми боевыми орденами. В 1918-1919- гг. стоял в рядах защит­ников Терека, в Крыму состо­ял командиром Терского пол­ка, а в 1920 г. эмигрировал в Болгарию. Когда туда пришли советские войска, был аресто­ван и 5 лет находился в конц­лагерях; возвратившись к ме­сту прежнего жительства в Болгарию, погиб трагически, утонул в реке (1961 г.).

ЦУКНУТЬ — залиться трелью (о птицах).

ЦЫБАР, ЦЫБАРКА — ведро.

ЦЫГАНОК Спиридон Филиппович (куб.) — рожд. 1875 г. ст. Новониколаевской на Тама­ни; генерал-майор, участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачью Идею; от 1920 г. — эмигрант; умер 19-го марта 1935 г. в гор. Панчево (Югославия).

ЦЫДУЛКА — письмо, записка; в военном смысле — донесение.

ЦЫМЛЯНСКАЯ (дэн.) — станица Первого Донского округа на правом берегу Дона у по­дошвы высокой горы; 12 тыс. жителей Казаков и иногород­них; 3 церкви, мужская гимна­зия, 2 двухклассных станичных училища, 2 церковно-приходских школы, библиотека; круп­ная торговая пристань, со ссыпных пунктов во время на­вигации ежегодно грузилась, свыше 600 тысяч пудов зерна; казенный водочный завод, ко­жевенный завод, паровая и газо-генераторная мельница; об­ширное виноградарство и ви­ноделие с ежегодным экспор­том свыше 10 тысяч ведер луч­ших сортов донского вина; 2 больших осенних ярмарки, по 10 дней каждая: Спасовская в начале августа и Казанская в конце октября. На юрте станицы располагались хутора: Тимохин, Терёхин, Ионов, Хороший, Каширькин, Потайновский, Красный Яр, Попов Лог, Чекаловский. На землях стани­цы велись археологические раскопки белого замка, изве­стного как Правобережное го­родище, и левобережных ос­татков хазарской крепости Саркела. Сплошная коллекти­визация обезлюдила и разори­ла станицу Ц. К 1950 г. ее ос­татки были выселены вместе с виноградниками на более воз­вышенный берег, где образо­ван новый Цимлянским посе­лок. Старое, более низменное место затопленное водами "Цимлянского моря"

ЦЫМЛЯНСКОЕ МОРЕ — горделивое название искусственного водохранилища в широкой пойме Дона, от его притока Иловля до речки Цымла. Оно создано при соввласти в целях углубления речного пути и повышения влажности в сухом климате Подонья.

Ц. М. сообщается с Волгой каналом с 13 шлюзами, который построен к началу 1952 г. В нижнем течении Дона оно замыкается длинной и широкой земляной плотиной, воздвигнутой между новым городом Волгодонском и таким же новым поселком Цымлянским. Эта плотина поднимает уровень воды до 26 метров, а против прежнего речного русла сна переходит в бетонную преграду с силовыми установками гидроэлектрической станции. Ее энергией приводятся в движение механизмы всех шлюзов и насосов Волго-Донского водного пути кроме того ею снабжаются ближайшие шахты, города и поселки.

При создании этого водохранилища, пришлось разрушить и переселить станицы: Верхне-Чирскую, Суворовскую, Есауловскую, Потемкинскую, Верхне-Курмоярскую, Нагавскую, Нижне - Курмоярскую, Баклановскуго, Филоновскую, Терновскую и Цымлянскую, вместе с их многочисленными хуторами, садами и виноградниками. Под водою погибло множество археологических памятников.

ЦЫЦ! — замолчи! Утихни!

 

Ч

ЧАДО, ДАДУНЮШКО —дитя, деточка.

ЧАЙКОВСКИЙ Михаил (1808-1886) — политический деятель и писатель. Родился в старшинской казачьей, но значительно полонизированной семье помещика Бердичевского уезда. От юных лет стал горячим сторонником польско-казачьего объединения, поклонником памяти гетмана Выговского и его идеи создания польско - литовско - казачьей Речи Посполитой. Во время польского восстания 1830 г., как и многие другие Казаки Днепровского Правобережья, вступил добровольцем в "казачий" полк Ружицкого, на стороне Поляков. После поражения Поляков, Ч. эмигрировал во Францию, а оттуда перехал в Турцию, где пытался создать смешанную польско - казачью армию, привлекая в нее оказавшихся там Поляков и эмигрантов Нскрасовцев и Запорожцев. Он проектировал построить ее организацию на основах, принятых раньше в Дунайской Сичи, и подготовиться с нею к след, польскому восстанию. Для того, чтобы установить более тесные связи с влиятельными турецкими кругами, Ч. в 1851 г. перешел в магометанство и принял имя Садык-паши (см.) Однако, за недостатком добровольцев, его предприятие потерпело неудачу и польское восстание 1863 г. прошло без участия его "Казаков".

Как писатель Ч. пользовался значительной популярностью у польских читателей, писал на их языке и одно из своих произведений, "Думы о Гетмане", посвятил памяти Выговского. Он оставил также интересные мемуары о времени своего пребывания в Турции. Они печатались в журнале "Русская Старина".

В 1886 г. под влиянием духовной депрессии, будучи уже в преклонном возрасте, Ч. покончил жизнь самоубийством.

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич — род. 7 мая 1840 г. в г. Воткинск по месту службы своего отца; всемирно известный и повсюду высоко ценимый композитор.

С. В. Болдырев утверждал, что Ч. вел свой род от Запорожских Казаков; музыкаль­ный критик и биограф Ч-ского пишет о том же: "Предок его, от которого Чайковские вели свою родословную — был казачий атаман "Чайка" (Новое Русское Слово, 26 апреля 1960 1 года, Нью Йорк). А. А. Чайковский, племянник композитора и сын его брата нижегородского губернатора Анатолия Ильича, тоже говорил, что один из его предков, хорунжий Ч., в 1709 г. сражался под Полтавой в казачьих рядах. Подобное свидетельство можно встретить и в украинской литературе, где в его роду вспоминается казачий полковник. Мать же композитора была француженкой. От этого казачье-французского альянса пришел на свет музыкальный гений.

Ч. с детства отличался повышенной впечатлительностью, он глубоко и почти болезненно воспринимал стихию звуком. Однажды в детстве, прослушав вечером оперные мелодии, воспроизведенные старинным оркестрионом, он после никак не мог заснуть и с плачем жаловался: "музыка не уходит из моей головы, не дает мне спать!". Его учили игре на пианино, по обычаю того времени, не придавая, однако, большого значения этим занятиям. Двенадцати лет его отдали учиться в Петербургское Училище Правоведения, а окончивши его Ч. три года служил чиновником Министерства Юстиции. Он интересовался музыкой, посещал оперу, но только на двадцать первом году почувствовал в себе творческие силы; появились его первые сочинения. В 1862 г. он оставил службу и поступил в Петербургскую Консерваторию. Произведения, созданные им в годы его пребывания в этой школе, заслужили восторженную оценку друзей музыкантов.

Курс наук он окончил с серебряной медалью в 1866 году и тотчас же был приглашен в Московскую Консерваторию преподавать теорию гармонии. Уже от этого времени начался его непрерывный подъем в свободном творчестве по пути к мировой славе.

В 1877 году Ч. женился на Антонине Милюковой, девушке неуравновешенной и склонной к истерии. Брак оказался неудачным. В течение нескольких недель он безуспешно пытался привыкнуть к сожительству с нею, убедился в невозможности этого, очень огорчался и страдал, пробовал даже окончить жизнь самоубийством и в конце концов ее оставил, чтобы никогда в жизни больше с нею не встречаться. Она умерла в доме умалишенных. Биограф композитора говорит, что причиной этой семейной трагедии послужили какие-то сексуальные извращения в его психике, но сущность их доказать трудно. Эта сторона жизни скрыта от посторонних глаз.

Тринадцать лет после этого, крупную роль в жизни Ч-кого играла одна из самых богатых женщин в России, Надежда Филаретовна фон Мекк. Она никогда в жизни с ним не встречалась и знала его только по музыкальным произведениям и по переписке с ним. Но сумев оценить его необычайную творческую силу, она стала его меценатом-опекуном, стала его далеким, но искренним и бескорыстным, другом, постоянно со стороны следила за его жизнью и во время приходила с моральной и материальной помощью. Она дала ему возможность не заботиться о хлебе насущном и посвятить все свои силы созданию необычайных музыкальных произведений. Но, вдруг, в 1890 г. она сразу, по невыясненным причинам прервала переписку с ним. Этот разрыв Ч. принял с большой моральной болью, а материально он в это время был уже достаточно обеспечен, так как император Александр III, наградил его орденом св. Владимира в 1888 г., распорядился выплатой ему постоянной правительственной пенсии. Ч. продолжал творить и пожинал заслуженную славу.

В 1891-ом году его с овациями встречал Нью Йорк.

В самый расцвет своего гения и славы умер, как и его мать, от холеры 6 ноября 1898 года в Петербурге.

Ч. проявил свое необычайное дарование во всех видах музыкального творчества. Он создал свой особенный стиль, отличающийся от всякого- другого, и потому музыка его произведений легко узнается слушателями. Кроме множества лирических произведений, романсов, серенад, квартетов, трио, он создал несколько сюит, концертов, музыкальных картинок, шесть симфоний, музыку балетов: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" и оперы: "Ночь под Рождество", "Мазепа", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Орлеанская дева", "Чародейка", "Иоланта", "Воевода", "Опричник",

Композитор нашего времени Д. Шостакович пишет о его творчестве: "Музыка Чайковского не только краеугольный камень русской музыкальной культуры и мировой музыки... Она в то же время творческая и техническая энциклопедия, к которой каждый русский композитор обращается за справками во время своей работы".

ЧАКАН — водолюбивое южное растение с пахучими шпагообразными листьями; то же, что русское рагоз или ежеголовка.

ЧАКУША — деревянный кистень или молот для глушения крупной рыбы, попавшей в невод; также — чекуша.

ЧАПЕЛЬКА (дон.) — застёжка, петля.

ЧАПЕЛЬНИК — кухонная принадлежность, двойной крючок - имало с деревянным черенком для передвигания сковородок.

ЧАПЛЯ — багор, длинный шест со стальным острием той же формы, как конец рыболовного крючка.

ЧАРГУНЦЫ (некр.) — червонцы.

ЧАЯТЬ (некр.) — надеяться, ожидать: "чадо моя любо чаянная", "пришли вести давно чаянные".

ЧЕБАК - рыба семейства карповых, по русски лещ.

ЧЕБОТАРЬ — сапожник.

ЧЕБРЕЦ, ЧЕБОРЕЦ — душистая трава с лиловыми цветами; в дикорастущем виде встречается на тучном чернозёме казачьих степей. Называют ее также чобор.

ЧЕВЯКИ — низкая кожаная обувь без твердого задника; с древних времен в обиходе у Кавказцев, которые надевают их поверх кожаных чулок-ноговиц.

ЧЕДЫГИ — сапоги астраханскою фасона, остроносые, на высоком каблуке.

ЧЕКАН — средневековое казачье оружие; боевой молоток с топориком на длинной ручке, для разрушения панциря.

ЧЕКМАРЬ — примитивное оружие, пастушья палка с шишкообразным утолщением на конце.

ЧЕКМЕНЬ — старинная верх­няя одежда Казаков; Ч. шился из сукна в талию и с широки­ми рукавами, стянутыми в за­пястье манжетом; по основным линиям кроя и по способу за­пахивания правой полы на ле­вую, подобен скифским кафта­нам с древних изображений, а также кавказской черкеске. Расхожий Ч. длиною до колен, а праздничные на 15 или 20 сантиметров длиннее, перед­ние полы цельные, спина раз­резная по талии, грудь открытая почти до пояса, как в чер­кеске, полы обшиты кругом широкой парчевой или узор­чатой цветной ширинкой; ру­кава часто имели разрез по внешнему шву между локтем и плечом, так что их можно бы­ло откидывать за спину. Па­радный Ч. носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивал­ся поясом, на котором снару­жи навешивалась шашка. (По рисункам А. И. Ригельмана).

ЧЕКУНОВ Иван Степанович (дон.) — род. в 1876 г., стан. Раздорской, доктор медицины; до 1920 г. был новочеркасским врачом, после эмигрировал за­границу и проживал в Париже. Организатор и первый предсе­датель Общеказачьего Союза во Франции, а как врач всегда готов был безвозмездно прид­ти с помощью ближнему. Умер 16 сентября 1957 г. в бедности.

ЧЕЛАУЧ — женская прическа Казачек. Четыре косички спле­тались в одну косу, которая укладывалась вокруг головы и покрывалась повязкой или ши­рокой лентой; из-под ленты на виски падали подвески-чики-лики. Археолог С. А. Плетнёва говорит, что такая повязка из фаты называется у кочевых на­родов словом "жаулык" (МИА 62).

ЧЕЛБА — большая разлив­ная ложка.

ЧЕЛЕНГА — упругая кисть или султан на парадных киве­рах казачьих генералов; введе­на в форму 17 февраля 1809 г.

ЧЕЛОБИТЬЕ(некр.) — прось­ба, прошение.

ЧЕЛЯДКА(некр.) — прислу­га, служанка, домоработница.

ЧЕМЕЗИН— кожаный ко­шель.

ЧЕПЕГА - КУЛИШ Захйрий Алексеевич — род. в 1726 г., атаман Черноморских Казаков. Ко времени разгрома Сичи он был полковником во главе Протовчанской паланки. Отой­дя после этого к Черному мо­рю, Ч. в 1787 г. оказался в чис­ле смирившихся с русской вла­стью, присоединился со свои­ми Казаками к войскам Потем­кина и после гибели Сидора Белого был избран их атама­ном. Под Бендерами в 1789 г. был ранен в плечо, но в сле­дующем году 11 декабря сно­ва вёл свой отряд на штурм Измаила. Еще через год ока­зался за Дунаем в авангарде армии Кутузова, где успешно действовал против Турок.

За эту Турецкую кампанию атаман Ч, был награжден чи­ном бригадира армии, ордена­ми св. Георгия 4-го и 3-го клас­сов, св. Владимира 3 ст., золо­тым Измаильским крестом и саблею, украшенною алмазами. Вместе с тем, слава о подвигах Казаков и их атамана решила вопрос о переселении Запо­рожцев на земли Приазовья, отобранные от Турок. В 1792 году атаман Ч. привел Черно­морцев в этот опустошенный воинами край, где они и обос­новались в сорока станицах-ку­ренях. В дальнейшие годы ата­ман Ч. водил своих Казаков в

новые бои, участвовал с ними в штурме Варшавы и вновь награжден чином генерала и орденом св. Владимира Боль­шого креста. Умер он в 1797 г. и погребен в Екатеринодаре около соборной церкви.

ЧЕПИГИ— ручки плуга.

ЧЕПРАК— 1)В старых ка­зачьих сёдлах чехол из кожи или крепкой материи, натяну­тый на деревянный арчак и свисавший ниже его по бокам лошади; сверху покрывался кожаной подушкой, а откры­тые его части украшались тис­нением, серебряными украше­ниями или вышивками; 2) по Ригельману, особый женский пояс "с золотыми, серебряны­ми, а иные с дорогими ка­меньями и медными по ремню бляшками разными узорами сделанными и напереди с замошною пряжкою".

ЧЕПУРА —птица цапля.

ЧЕПУРИТЬСЯ —прихораши­ваться, чиститься, наряжаться.

ЧЕРВЛЕНЫЙ ЯР— Область и река в бассейне Среднего Дона. Они стали известны ис­тории по грамотам москов­ских митрополитов, адресован­ным "к баскакам, и к сотни­кам, и к игуменам, и ко всем христианам Червленого Яру и ко всем городам по Великую Ворону". Так было адресовано послание митр. Феогноста в 1334 г. В 1360 т. митрополит Алексий снова адресовался ко всем христианам "обретаю­щимся в переделе Червленого Яра и по караулам возле Хопор до Дону, попом и дьяконом, и к баскакам, и к сотни­кам и к боярам". Никоновская летопись упоминает Ч. Я. под годами 1389 и 1400, но также не определяет достаточно точ­но его местоположения. Теперь это географическое наз­вание исчезло из употребле­ния. Вероятнее всего, раньше так называлась река Воронеж и пограничная полоса факти­ческих владений Золотой Ор­ды, проходившая по верховь­ям рек Медведицы и Хопра к Великой Вороне. Ее жители находились в духовном веде­нии христианской Сарайско-Подонской епархии и, несмот­ря на многолетние увещевания митрополитов, не выражали желания перейти в епископию Рязанскую. От половины XV века "передел" Ч. Яра перешел в ведомство митрополита кру-тицкого, наследовавшего все дела Сарайско – Подонской.

ЧЕРВОНЫЕ КАЗАКИ -две

дивизии Красной армии, нача­тые формированием на Украи­не после ухода оттуда герман­ских оккупацией. войск в 1918 г. Первые кадры Ч. К. создал в Чернигове юный большевик Примаков, в качестве красных партизан. Потом к его неболь­шому отряду присоединились украинские революционные полки: Богуновский, Таращанский, Нежинский и кавалерий­ская бригада ленинцев из "незаможных селян". Все эти ча­сти ни по происхождению бой­цов, ни по строю, ни по духу, с Казаками ничего общего не

имели и назывались казачьи­ми произвольно только для то­го, чтобы использовать ро­мантику казачьего имени. По­добные примеры пользования , нашим именем случались И раньше, во время народных восстаний в Польше и России. В 1669 г. на Раде в Глухове Ка­заки возмущались тем, "что пахотные мужики самовольно хотят называться Казаками и поднимают смуты, а тем са­мым прямым Казакам чинят бесчестие" (Н. Костомаров, Русская история в жизнеопи­саниях, т. 2).

К концу русской Граждан­ской войны Ч. К. развернулись в две дивизии: Запорожскую и Черниговскую. Они составили корпус, которым командовал тот же Примаков. В 1925 г. он был откомандирован в Петро­град, а полки корпуса из пар­тизанских переведены на поло­жение регулярных частей, по­полнявшихся из украинских и русских губерний.

ЧЕРВЧАТЫЙ(некр.) — ма­линового цвета.

ЧЕРЕМИСИНОВ В.(уссур.) — подъесаул и командир сотни Уссурийского каз, полка; кавалер ордена св. Георгия 4 ст.; убит в 1915 г. на фронте 1-ой Мировой войны.

ЧЕРЕПА(некр.) — хворост, сухие ветки.

ЧЕРЕШНЕВВячеславВасилье­вич (куб.) — род. в 1895 г., ст. Усть-Лабинской, сын екатеринрдарского нотариуса Васи­лия Яковлевича Ч. и его жены урожд. Ткачевой из ст, Сенгилеевской; полковник. Осенью 1914 г., со второго курса Юридического факультета Московского университета поступил в петербургское Павловское военное училище и весной следующего года из портупей- юнкеров произведен в первый офицерский чин, После этого, прослушал курс подрывного класса при Николаевском ин­женерном училище, был ко­мандирован в саперный ба­тальон на Австрийский фронт. Во время Первой Мировой войны получил за выполнение боевых заданий многие обер-офицерские награды и орден св. Владимира 4 ст., но был тя­жело контужен взорвавшимся при установке фугасом.

После Октябрьского перево­рота, в ноябре 1917 г. Ч. воз­вратился на Кубань и уже с де­кабря того же года состоял в рядах отряда, боровшегося с нашествием красной гвардии, совершил Первый Кубанский поход и в конце его был ранен вод ст. Кагальницкой. По выз­доровлении назначен офице­ром 1-го Запорожского полка, в котором и прошла его служ­ба от младшего офицера до должности командира полка. За два года три раза ранен, и за отличия в боях дважды на­гражден внеочередным произ­водством в следующие чины. Полковником стал уже 24-х лет отроду.

В марте 1920 г. полк. Ч. боль­ной тифом вывезен из Новороссийска в Египет. По выздо­ровлении возвратился оттуда

на Крымский фронт в свой За­порожский полк, а после де­санта на Кубань продолжал службу в должности начальника конвоя при штабе 2-й ар­мии. Став эмигрантом, некото­рое время служил ездовым ан­глийской батареи у Константи­нополя; от 1923 г. проживает в США. Здесь, работая в ноч­ных сменах на фабрике, про­шел трехлетний курс юриди­ческого факультета Пенсиль­ванского университета, полу­чил диплом адвоката и занял­ся судебной практикой в Фи­ладельфии. Во время Второй Мировой войны Ч. поступил добровольцем в береговую ох­рану США, а одновременно преподавал русский язык клас­су морских офицеров и буду­щим дипломатам в Хавефорд-колледже. От октября 1946 го­да состоит в резерве с чином лейтенант-командора, возвра­тился к адвокатской практике и вскоре получил должность управляющего одним из хими­ческих заводов.

Ставши американцем Ч. не ушел от интересов родного на­рода, состоял атаманом Обще­казачьей станицы в Филадель­фии, много помогал Казакам оставшимся в Германии и спо­собствовал их переезду в Сое­диненные Штаты. В 1964 году стал одним из основателей Казачьего Национального Пред­ставительства за рубежом.

ЧЕРКАСИЯ — горная страна на Сев. Кавказе, названная так, очевидно, во имени древнего народа Керкетов или Церкетов. По Константину Багряно­родному в ее западной части лежала Касахия, а в персид­ской географии того же вре­мени там указана Земля Касак, упирающаяся в Азовское море. Европейские путешест­венники пишут ее название — "Циркасня" и знают этот край от XIII в. Точные пределы Ч. указывает Итальянец Амброзио Контарини (XV в). По его словам она тянулась вдоль все­го Кавказского горного хреб­та от Абхазии до Дагестана. В русских летописях это — Черкасы, как и все народы там проживавшие. Ч. избежала власти золотоордынских ха­нов, в конце XV в. она попала в сферу политических влияний Турции и после этого ее имя исчезает из исторических па­мятников.

ЧЕРКАССК НОВЫЙ — Горо­док основанный ок. 1650 года близ крепости Острогожск. В нем поселилось до тысячи се­мейств Запорожских Черкасов, во главе с полковником Ива­ном Дзиковским, вышедших из "Литвы" от ужасов крова­вой и безнадежной Казачье-Польской войны.

ЧЕРКАССКИЙ ГОРОД (дон.) — одно из старых казачьих поселений на Дону в 60 клм. от Азовского моря. От 1644 г. здесь свыше 150 лет находился центр управления Доном и его военные кадры, — Главная Вой­ска. Точных данных о времени его основания не сохранилось. Ранний русский историк Болтин считает Ч. Г. поселением Днепровских Черкасов, отстав­ших от пятитысячного казачь­его отряда, будто бы пришед­шего в 1569 г. с князем Михаи­лом Вишневецким на помощь русским под Астрахань. Одна­ко, такую помощь приходится считать не только сомнитель­ной, но и совершенно неверо­ятной: князь М. Вишневецкий был неизменно верным под­данным Речи Посполитой, во­евавшей в то время с Москвой. Он не мог повести подвласт­ных ему Среднеднепровских Казаков на помощь московско­му царю, врагу его родины. Дата, указанная Болтиным, то­же не может отвечать действи­тельности, т. к. еще в 1580 г, между Нижними Раздорами и Азовом никаких казачьих по-' селений не было и царь про­сил Донцов особенно обере­гать его послов в Турцию именно на этом участке.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 288. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.052 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7