Женский костюм.Греческий женский костюм отличался большой простотой. Важнейшей частью его была туника (хитон), спускавшаяся до полу. В этом одеянии лиф и юбка составляли одно целое. Туника делалась то с короткими рукавами, то была открыта сверху и застегивалась пряжкой на плече. Это был домашний костюм, для которого употреблялась мягкая и в то же время тяжелая материя, большей частью шерстяная, иногда и полотняная. Обыкновенно это платье было белое с цветной полоской по краю. Талию обхватывал пояс, позволявший менять по желанию фасон платья; молодые девушки носили пояс вокруг талии, тогда как замужние женщины — выше талии, а именно по так называемой моде эпохи Директории20, с. 122 заимствованной от древних. Руки женщины были обнажены, а ноги в изящной обуви. По словам одного древнего, «женщины Фив носят тонкие башмаки, низкие и узкие, красного цвета; они так хорошо шнуруются, что нога выглядит почти обнаженной». На танагрских статуэтках21 мы видим желтые ботинки с красными подошвами. Такой костюм носили только дома, так как для выхода на улицу эта упрощенная одежда не считалась ни в должной мере теплой, ни достаточно скромной и элегантной. Для нарядного выходного туалета требовалсягиматион, одевавшийся сверху и называемый то пеплосом, то калиптрой. Определить различие этих двух терминов довольно трудно, тем более потому, что греческие женщины обращали внимание на новые моды не менее наших современных дам. По-видимому, однако, калиптра была меньшей величины и из более тонкой материи, пеплос же шире и из более толстой ткани. Впрочем, самым главным в искусстве одеваться было уменье красиво задрапировать на себе эту материю, имевшую ширину в полтора метра и длину вдвое или в два с половиной раза больше; материя эта бывала то белой или розовой, как в Танагре, то украшалась красной или черной каймой. Можно было до бесконечности изменять ее фасон.
Вот что говорит Райе22: «В том с. 123 случае, если было немного жарко или если женщина не хотела стеснять себя костюмом, она откидывала калиптру назад до талии, держа ее на полусогнутых руках, в то время как концы висели по сторонам; или она брала один из этих концов и перекидывала его небрежно через левое плечо. Таким образом, он имел вид изящного шарфа, дававшего возможность принимать грациозные позы». Если у нее являлось желание закутаться, она накидывала материю на голову и перебрасывала правый ее конец через левое плечо, так чтобы он спускался по спине; благодаря этому одежда плотно закрывала грудь и оставляла свободной одну руку.
Иногда, кажется, нижнюю часть лица закрывали материей; такая мода существовала, с. 124 например, у фиванок. Судя по словам одного древнего автора, «кусок гиматиона, лежащий на голове, располагался таким образом, что видимая часть лица по размерам равнялась небольшой маске; открыты были только одни глаза, все же остальное скрывалось одеждой». На голове женщины любили носить круглую шляпу, почти плоскую, с остроконечной верхушкой; в руках держали обыкновенно веер в виде лотоса, большей частью светло-голубого цвета; золотые драгоценности украшали их руки и пальцы; наконец, для подкрашиванья лица они употребляли румяна и сурьму, — а чтобы придать волосам тот прекрасный рыжевато-золотистый оттенок, так напоминающий белокурые волосы венецианцев, применялись различные искусственные микстуры. (Diehl. Excursions archéologiques en Grèce, стр. 375 и сл.).
|