Недостатки афинской демократии.
«Мы опытны как на деле, так и на словах, но так нерассудительны, что изменяем свое мнение в течение одного и того же дня относительно одного и того же вопроса. Придя на Народное Собрание, мы подаем голос за то, что порицали до собрания, а затем, через минуту, едва разойдясь, мы снова осуждаем именно то, за что подавалис. 441 голос. Мы, которые считаем себя мудрейшими из греков, выбираем себе всеми презираемых советников и делаем их полновластными руководителями общественных дел, тогда как никто из нас не решился бы поручить им никакого своего частного дела. Но самое прискорбное заключается вот в чем: те люди, которых мы считаем самыми испорченными гражданами, являются для нас самыми верными охранителями государства. Мы судим о метэках по патронам, которых они себе избирают, и не думаем, что о нас самих будут судить по тем лицам, какие управляют нами. Как мы не похожи на наших предков: они одним и тем же людям вверяли управление республикой и предводительство войском28: тот, кто может дать нам наилучшие советы с высоты трибуны, сумеет принять и наилучшие решения, когда будет предоставлен сам себе. Мы, наоборот, считаем недостойными звания стратегов людей, советам которых следуем в наиболее важных делах, как будто они лишены рассудка; тех же, с кем никто не пожелал бы советоваться ни относительно частных, ни относительно общественных дел, мы посылаем за пределы государства с войском, передавая им неограниченную власть, как будто бы там они будут более разумны и более способны принять участие в делах целой Греции, чем здесь — в делах Афин!» (Исократ. Речь о мире, 52 и сл.). Совет в Спарте. Руководящая роль в жизни государства Спарты принадлежала Совету. Он состоял из 28 несменяемых членов, достигших по крайней мере 60 лет. с. 442 Вот как, согласно Плутарху, происходило избрание их. Когда народ собирался, в соседнем доме запиралась особая комиссия, так что она все слышала, но не могла ничего видеть. Каждый кандидат проходил через площадь в порядке, указанном ему жребием. При его появлении раздавались более или менее радостные крики. Комиссия отмечала силу этих криков, издаваемых в честь различных кандидатов, и провозглашала избранным того, кому кричали всего сильнее29.«Новоизбранный ходил по храмам с венком на голове; за ним шла целая толпа молодых людей, восхваляя и прославляя его, и много женщин, которые в песнях превозносили его доблесть и называли его жизнь счастливой. Каждый из близких ему людей угощал его, говоря: “Город чествует тебя этой трапезой”. Обойдя храмы, избранный отправлялся на общественную трапезу, где шло все, как обыкновенно, только ему давали еще и вторую порцию, которую он принимал и клал в сторону. По окончании трапезы он подзывал к себе из числа своих родственниц, стоявших у дверей, ту, которую он уважал особенно, и, отдавая ей порцию, говорил: “Я сам получил ее в награду и даю ее тебе”. И удостоенную такого отличия торжественно сопровождали домой все другие женщины и восхваляли ее». (Плутарх. Ликург, 26). Вступление в Совет было, по крайней мере в теории, высшей наградой за добродетельную и посвященную служению обществу жизнь. Но Аристотель намекает, что члены этого Совета часто были доступны подкупу. Во всяком случае они именно держали управление государством в своих руках. Народное Собрание в Спарте. Народное Собрание, на которое допускались граждане начиная с тридцатилетнего возраста, далеко не пользовалось тем значением, как в Афинах. Онос. 443 собиралось только раз в месяц, если не было крайней надобности созвать его в промежутке между обычными сроками. Присутствовавшие на собрании стояли; это служит доказательством, что обсуждение дел не занимало много времени. Никакое частное лицо не имело права вносить в Народное Собрание какие-либо предложения; обсуждению подвергались только проекты, представленные Советом, который в свою очередь вносил лишь предложения, исходившие от эфоров. Первоначально простые граждане не пользовались правом слова; дело ограничивалось только тем, что они выслушивали речи членов Совета и должностных лиц; Собрание должно было принять или отвергнуть предлагаемый закон и не имело возможности вносить в него поправки. Голосование, как и при выборах, происходило при помощи криков. В IV веке, по всей вероятности, присутствующие на собрании имели право слова, и народ имел возможность подвергнуть по своему усмотрению рассматривавшиеся предложения; но в этом случае члены Совета могли снять предложение с очереди до его окончательного голосования и помешать таким образом попытке внести поправку. Ясно, в какой мере спартанское Народное Собрание отличалось от афинского. В принципе оно, как и афинское, обладало верховной властью, и все важные вопросы подлежали его ведению; но управляло государством не оно. В вопросах законодательства оно имело только право утверждения, в управлении — право контроля.
|