ПРИМЕЧАНИЯ. 5Адриан — римский император (117—138 г.).
1Геродот — см. стр. 5, прим. 2. 2Фукидид — см. стр. 4, прим. 2. 3Аристофан — см. стр. 38, прим. 2. 4Павсаний — см. стр. 157, прим. 5Адриан — римский император (117—138 г.). 6Эпаминонд — фиванский полководец (411—363 г. до Р. Х.). 7Диоскуры — божества Кастор и Поллукс. 8Вот каково было население (включая и рабов) главнейших греческих государств, по вычислению одного ученого:
9Речь тут идет только о древнем периоде; с течением времени чувства эти очень ослабели (Прим. автора). 10Гезиод — см. стр. 207, прим. 11Литургия — см. ниже, стр. 484. 12Ксенофонт - см. стр. 44, прим. 13Дем — см. ниже, стр. 424. 14Демарх — см. ниже, стр. 424. 15В начале V века. 16Плутарх — см. стр. 11, прим. — Руссо — знаменитый французский писатель XVIII века. 17Аристид — см. стр. 102, прим. 1. 18Сиссит — участник общей трапезы, сиссития. 19Общественные трапезы были также на о. Крите. (Примеч. автора). 20Он был членом также более тесной группы, называемой фратрией (Примеч. автора). 21Хореги — см. стр. 356, прим. 22Гармодий и Аристогитон — убийцы тирана Гиппарха. 23Андокид — афинский оратор конца V и начала IV в. до Р. Х. 24Пирей — см. стр. 189, прим. 2. 25Гармодий — один из убийц тирана Гиппарха. 26Клеон — вождь афинской демократии V века до Р. Х. 27Логограф — см. ниже гл. X, § 7. 28Это означает, что стратеги, на которых лежало предводительство войском во время войны, в мирное время стояли во главе управления. В IV веке стратегам передавалась только военная власть, а руководство политикой перешло к ораторам, т. е. к таким лицам, которые, часто не имея никаких официальных полномочий, пользовались благодаря своим речам наибольшим влиянием в Народном Собрании. (Прим. автора). 29Подобный способ избрания применялся до последнего времени на одном из маленьких островков Архипелага. (Прим. автора). 30Т. е. с IV века до Р. Х. 31Лисандр — спартанский полководец. 32Эвримедон — афинский полководец, посланный в Керкиру для поддержки демократов.
| ||||||||||||||||||||||||||
На главную | Публикации | Государство | Римское право
Гиро П.
ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915. Используется греческий шрифт. С. 452 Глава десятая. Правосудие. Содержание: 1. Право частной мести. — 2. Аристократический характер суда. — 3. Суд присяжных. — 4. Отсутствие общественной обвинительной власти. — 5. Сикофанты. — 6. Пытка. — 7. Логографы. — 8. Клятва гелиастов. — 9. Афинский присяжный по изображению Аристофана. — 10. Афинский присяжный по описанию ораторов. — 11. Заседание присяжных. — 12. Захват имущества. — 13. Наказание за убийство. — 14. Разные виды наказаний. — 15. Смерть от цикуты. —16. Политические процессы. — 17. Процесс по поводу венка. Право частной мести. В первобытной Греции преследование за убийство ложилось не на общественную власть, а на родственников жертвы, и осуществлялось не судом, а посредством оружия. Одним словом, война одной семьи против другой представляла единственный способ пресечения преступлений. Легко представить себе происходившие вследствие этого беспорядки. Поэтому уже с ранних времен почувствовалась необходимость заменить указанный обычай другим, менее варварским. Таким средством явился выкуп, т. е. особая сделка, по которой виновный выплачивал протори и убытки, чем обеспечивал себе жизнь и имущество. Очень возможно, что этот обычай постепенно переходил в право и что договоры подобного рода первоначально обусловливались соглашением сторон, а потом уже сделались обязательными. В гомеровскую эпоху этот обычай достигает уже полного развития. Одна из с. 453 изображенных на щите Ахилла сцен описывается поэтом таким образом:
В другом месте Аякс говорит так:
Сумма, которую должен был выплатить виновный, называлась ποινή или τιμή. Она могла взыскиваться не только при убийстве, но и при всяком другом преступлении. Размер ее, конечно, менялся в зависимости от свойства вины, которую надо было загладить, и, может быть, от общественного положения потерпевшего лица. Если при определении размера штрафа или при выплате его происходили какие-нибудь недоразумения, то обращались к решению суда. Так по крайней мере обстояло дело в гомеровскую эпоху, а раньше, по всей вероятности, прибегали к помощи оружия. С течением времени эта система исчезла, но в греческом праве она оставила однако очень заметные следы. Один закон Дракона, никогда не выходивший из употребления в Афинах, устанавливал следующий принцип: семье принадлежало право преследовать убийцу за неумышленное убийство одного из ее членов. Родственники, на с. 454 которых возлагалась эта обязанность, «распределялись в известном порядке, напоминавшем порядок наследования. Сначала шли родственники первой и второй степени родства, т. е. отец, братья, сыновья; затем следовали двоюродные братья и их потомство; наконец, за неимением этих последних, дети лиц, избираемых во фратрии убитого». (Dareste). Из различных текстов того времени явствует, что эти лица могли входить в соглашение с виновным и требовать от него вместо крови известную сумму денег. «Как только», говорит Демосфен, «изъявляется согласие на прощение, действия потерпевшей стороны прекращаются. Это правило настолько распространено, что после осуждения за неумышленное убийство, если потерпевшая сторона помирилась с убийцей и простила его, она уже не имеет права требовать его изгнания. Более того: если жертва перед смертью прощает своего убийцу, то родственникам, оставшимся в живых, не разрешается преследовать его». (Против Пантенета, 58—59). В одной защитительный речи той эпохи говорится о человеке, погибшем насильственной смертью. «Каково же было поведение его брата? Когда он открыл и нашел убийц, то взял с них деньги и помирился с ними». (Демосфен. Против Феокрина, 28). Оратор негодует на этот поступок, потому что он не в интересах его дела, но не решается признать его незаконным.
|