МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё задания: 1.Р’ чем заключается, СЃ точки зрения Р?. Валлерстайна, парадокс понятия культуры? 2.Почему РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ культуре связан СЃ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј Рѕ социальной Рё политической Р±РѕСЂСЊР±Рµ? 3.Что такое национальная культура? Как исторически РѕРЅР° формируется? 4.Каковы формы «культурного» сопротивления? &ВВВВВВ Само понятие «культуры» ставит нас перед грандиозным парадоксом. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, культура РїРѕ определению есть нечто партикуляристское. Культура — это система ценностей или практических форм поведения, присущих некоей части, меньшей, чем целое. Рто верно, используется ли термин «культура» РІ антропологическом смысле, имея РІ РІРёРґСѓ ценности или практические формы поведения РѕРґРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹, противопоставленной любой РёРЅРѕР№ РЅР° том же СѓСЂРѕРІРЅРµ РґРёСЃРєСѓСЂСЃР° (французская культура против итальянской, пролетарская против буржуазной, христианская против мусульманской Рё С‚.Рґ.)... РќРѕ, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, РЅРµ может существовать обоснования культурных ценностей Рё/или практических форм поведения РёРЅРѕРіРѕ, чем некие подразумеваемые универсальные или универсалистские критерии. Ценности хороши РЅРµ потому, что РёС… придерживается РјРѕСЏ РіСЂСѓРїРїР°; практические формы поведения хороши РЅРµ потому, что РёС… использует РјРѕСЏ РіСЂСѓРїРїР°. Доказывать обратное было Р±С‹ безнадежным солипсизмом Рё толкало Р±С‹ нас либо Рє совершенно парализующему культурному релятивизму (поскольку аргументы подходили Р±С‹ РІ равной мере Рє ценностям Рё/или практическим формам поведения любой РёРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹), либо Рє абсолютно убийственной ксенофобии (поскольку ценности Рё/или практические формы поведения любой РёРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ РЅРµ могли Р±С‹ считаться хорошими, Р° значит, Рё терпимыми). <...> Основная причина моего изначального скептицизма относительно понятия всемирной культуры РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· ощущения, что определение культуры — РІРѕРїСЂРѕСЃ обозначения политических РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ своей границ, пределов угнетения Рё пределов защиты РѕС‚ угнетения. <...> Позвольте РјРЅРµ начать обсуждение примером РёР· X века. Р’ те времена РІ Западной Европе происходило изменение РІ производственных отношениях, которое историки называют incastellamento (РѕС‚ итальянского слова castello — замок). РћРЅРѕ заключалось РІ строительстве замка могущественным лицом, которое стремилось использовать этот замок как базу, чтобы силой принудить окружающее крестьянское население — как свободных держателей, так Рё арендаторов — Рє юридическому Рё экономическому подчинению сеньору замка. Рти сеньоры успешно утверждали СЃРІРѕРµ право господствовать, принуждать Рё расправляться РїРѕ отношению Рє этим крестьянам. Что интересно СЃ точки зрения нашего обсуждения — как часть этого процесса социального преобразования изменилась Рё терминология. Похоже, что Рє XI РІ. те права, которые сеньоры РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј узурпировали силой РІ X РІ., стали официально обозначаться терминами «обычаи» Рё «предания». Таким образом, РјС‹ РІРёРґРёРј, РїРѕ крайней мере РІ этом случае, что слово «обычай», базовый термин культурного РґРёСЃРєСѓСЂСЃР°, использовался, чтобы описать то, что, как РјС‹ знаем, было совсем недавно узурпированной властью. РџРѕ сути дела, название этой практики «обычаем» было СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј ее легитимации, то есть снижения СѓСЂРѕРІРЅСЏ насилия, требуемого РІ каждый данный момент для ее поддержания. Называя нечто «обычаем», старались преобразовать это явление РІ «право». Попытка, очевидно, более или менее удалась. <...> Р’ современных государствах существуют официальные языки, системы образования СЃ определенным набором изучаемых предметов, армии, РіРґРµ предписывается определенное поведение, законы Рѕ въезде Рё выезде, законодательство Рѕ структуре семьи Рё Рѕ собственности (включая РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ наследования) Рё С‚.Рґ. Р’ каждой РёР· этих сфер должны приниматься определенные решения, Рё легко понять, почему государства, как правило, должны предпочитать единообразные решения, если РѕРЅРё политически возможны. РџРѕРјРёРјРѕ сфер, РіРґРµ вообще нельзя обойтись без принятия решений, есть области, РіРґРµ государство теоретически может оставаться нейтральным, РЅРѕ РЅР° практике так же наталкивается РЅР° необходимость принимать политические решения. РЎ тех РїРѕСЂ как государство стало основным механизмом распределения общественного РґРѕС…РѕРґР°, государствам приходится предлагать финансовую поддержку науке Рё искусству РІРѕ всем многообразии РёС… форм. Рђ поскольку располагаемый объем денег РїРѕ определению ограничен, государство должно делать выбор как РІ науке, так Рё РІ искусстве. РЇСЃРЅРѕ, что РІ любом государстве, после того как такие решения принимаются РІ течение 100 лет, будет существовать «национальная» культура, даже если ее РЅРµ было РІ начале процесса. РћСЃРѕР±РѕРµ прошлое, наследие приобретает институционализированный характер. <...> Что касается возможностей национального развития РІ рамках капиталистической РјРёСЂРѕСЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, просто невозможно, чтобы РѕРЅРѕ реализовалось для всех государств. Процесс накопления капитала требует существования иерархической системы; РІ которой прибавочная стоимость распределена неравномерно как РІ пространстве, так Рё между классами. Более того, развитие капиталистического производства РІ историческом времени фактически вело Рє постоянно возрастающей социально-экономической поляризации населения РјРёСЂР° (Р° РЅР° самом деле даже ее требовало). Рто дополнялось демографической поляризацией. Таким образом, верно, что, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, так называемое национальное развитие РІ определенной мере всегда возможно, РЅРѕ РѕРЅРѕ является циклическим процессом РІ системе. РќРµ менее верно Рё то, что, поскольку неравное распределение преимуществ как исторически, так Рё теоретически, постоянно, РІСЃСЏРєРѕРµ «развитие» РІ РѕРґРЅРѕР№ части РјРёСЂРѕСЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РЅР° самом деле имеет своей оборотной стороной «упадок» или «регресс», либо «слаборазвитость» какого-то РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. Рто было РЅРµ менее справедливо для 1893 Рі., чем для 1993 Рі.; более того, РїСЂРѕ 1593 Рі, можно сказать то же самое. Таким образом, СЏ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ, что страна X РЅРµ может «развиваться» (сегодня, вчера или завтра). РЇ утверждаю лишь, что РІ рамках существующей системы РЅРµ существует пути, двигаясь РїРѕ которому могли Р±С‹ одновременно развиваться РІСЃРµ (или хотя Р±С‹ РјРЅРѕРіРёРµ) СЃ граны. Отсюда РЅРµ следует, что какие-либо страны РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ вводить новые формы механизированного производства или развивать информационные технологии, или строить высотные здания, или создавать какие-то РґСЂСѓРіРёРµ внешние символы модернизации. Вообще-то это РјРѕРіСѓС‚ РІСЃРµ. РќРѕ это РЅРµ обязательно означает что страна или, РїРѕ крайней мере, большинство ее населения Р±СѓРґСѓС‚ жить лучше. Состояние страны или населения может фактически ухудшиться, несмотря РЅР° РІРёРґРёРјРѕРµ «развитие». Р’РѕС‚ почему РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј теперь РѕР± «устойчивом развитии», подразумевая нечто реальное Рё прочное, Р° РЅРµ статистический мираж. Без сомнения, именно РІ этой СЃРІСЏР·Рё РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ культуре. РћРЅР° предполагает, что РЅРµ РІСЃСЏРєРѕРµ «развитие» благо, Р° только то, которое как-то поддерживает, возможно, даже насильственно возобновляет определенные местные культурные ценности, которые РјС‹ считаем позитивными Рё чье сохранение является большим плюсом РЅРµ только для местного населения, РЅРѕ Рё для РјРёСЂР° РІ целом. <...> РќРѕ РЅРµ имеет смысла сегодня, или даже для периода так называемой писаной истории, воспринимать нас как живущих РІ культурно однородных группах. Каждый РёРЅРґРёРІРёРґ — место встречи большого числа культурных особенностей. Если представить себе серию РіСЂСѓРїРї, состоящих РёР· всех личностей, РіРґРµ каждая РёР· РіСЂСѓРїРї была Р±С‹ носителем РѕРґРЅРѕР№ РёР· культурных особенностей, находимых РІ отдельном РёРЅРґРёРІРёРґРµ, РІСЃРµ РіСЂСѓРїРїС‹ отличались Р±С‹ РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° РїРѕ составу, хотя, несомненно, были Р±С‹ Рё существенные пересечения. Рто, РїРѕРјРёРјРѕ прочего, означает, что каждый РёРЅРґРёРІРёРґ РІ сущности является уникальным сочетанием культурных характеристик. Р?спользуя сравнение СЃ живописью, итоговый культурный пейзаж — очень тонкая смесь большого количества цветов, даже если РјС‹ ограничиваемся рассмотрением относительно небольшой общности (небольшой РІ пространственном или географическом отношении). <...> Культура всегда была оружием власть имущих. Р?менно это СЏ старался проиллюстрировать очень короткой отсылкой РЅР° пример средневековой Европы. РќРѕ культура всегда была обоюдоострым оружием. Если власть имущие РјРѕРіСѓС‚ оправдывать экспроприации, делая РёС… результатом «обычая», то Рё слабые РјРѕРіСѓС‚ апеллировать Рє законности тех же самых «обычаев», чтобы сопротивляться новым Рё отличным РѕС‚ уже произведенных экспроприациям. Несомненно, это неравная битва, РЅРѕ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ безрезультатная. Что особенно потрясает РІ политической истории современной РјРё-росистемы РїРѕ мере ее исторического развития, так это РІСЃРµ более частое Рё РІСЃРµ более эффективное использование угнетенными элементов того, что РІ общем РІРёРґРµ можно назвать культурным сопротивлением. <...> Культурное сопротивление — часть, Рё РїСЂРё том неотъемлемая часть, политического сопротивления. Если РјС‹ сознательно принимаем (или восстанавливаем) определенные культурные ценности, которыми пренебрегали или РІ которых сомневались, делая это, чтобы протестовать против навязывания культурных ценностей сильными тем, кто слабее, то РјС‹ уверены, что РјС‹ усиливаем слабых РІ РёС… политической Р±РѕСЂСЊР±Рµ РІ рамках данного государства Рё РІ рамках миросистемы РІ целом. <...> Конечно же, можно попытаться проложить РёРЅРѕР№ РєСѓСЂСЃ. Можно двигаться РІ направлении Рє анархии или либертарианизму как стратегии. Можно доказывать, что единственным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј культурного сопротивления, единственным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј культурного утверждения, обладающим какой-то ценностью, являются действия РІ качестве franc-tireur (фр. вольный стрелок) противостояния РёРЅРґРёРІРёРґР° массе (всем массам, любой массе). Р? это, разумеется, было испытано, Рё РЅРµ раз — Р±СѓРґСЊ то РІ форме так называемого искусства ради искусства, или РІ форме СѓС…РѕРґР° РІ жизнь маленьких общин, или РІ форме нигилизма, или РІ форме шизофрении. РњС‹ РЅРµ должны упускать РёР· РІРёРґСѓ эти различные формы сопротивления. <...> Рти СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ РІ СЃРІРѕСЋ очередь сталкиваются СЃ трудностями. Поскольку индивидуалистические СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ требуют меньшей социальной организации, носители культурной власти РјРѕРіСѓС‚ (Рё действительно так поступают) относиться Рє РЅРёРј либо СЃ пренебрежением, как Рє чему-то РЅРµ заслуживающему внимания, либо суровым подавлением, РЅР° которое трудно ответить именно РёР·-Р·Р° отсутствия социальной организации. РЇ скептически отношусь Рє возможности, что РјС‹ сможем отыскать наш путь, взыскуя очищенной всемирной культуры. РќРѕ СЏ столь же скептически отношусь Рє попыткам увидеть РІ приверженности национальной, или этнической, или любой РёРЅРѕР№ партикуляристской культуре нечто большее, чем костыль. Костыли — РІРѕРІСЃРµ РЅРµ глупость. РћРЅРё часто нужны нам, чтобы восстановить нашу целостность, РЅРѕ костыли — РїРѕ определению переходный Рё преходящий феномен. <...> РџСЂРё таком взгляде РЅР° лучшее будущее СЏ РјРѕРіСѓ предвидеть, что РЅР° самом деле там будет место, причем постоянно, для культурного сопротивления. РЎРїРѕСЃРѕР± Р±РѕСЂСЊР±С‹ против СѓС…РѕРґР° РѕС‚ СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё равенства будет состоять РІ создании Рё воссоздании партикуляристских культурных общностей — РІ искусствах, науках, образе жизни. РћРЅРё часто Р±СѓРґСѓС‚ провозглашаться старыми. РћРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ социальными (РЅРµ индивидуальными) партикуляризмами, имеющими целью (прокламируемой или нет) восстановление универсальной реальности СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё равенства. Валлерстайн Р?. Анализ мировых систем Рё ситуация РІ современном РјРёСЂРµ. РЎРџР±., 2001. РЎ. 131-133, 135-137, 139, 141-145, 148-149, 214-215.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
|