Студопедия — ЯВЛЕНИЕ V. Г-жа Простакова (мужу, идучи)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЯВЛЕНИЕ V. Г-жа Простакова (мужу, идучи)






 

 

Те же и оба Простаковы

 

Г-жа Простакова (мужу, идучи). Тут перевирать нечего. Весь век,

сударь, ходишь, развеся уши.

Простаков. Да он сам с Правдиным из глаз у меня сгиб да пропал. Я чем

виноват?

Г-жа Простакова (к Милону). А! мой батюшка! Господин офицер! Я вас

теперь искала по всей деревне; мужа с ног сбила, чтоб принести вам,

батюшка, нижайшее благодарение за добрую команду.

Милон. За что, сударыня?

Г-жа Простакова. Как за что, мой батюшка! Солдаты такие добрые. До сих

пор волоска никто не тронул. Не прогневайся, мой батюшка, что урод мой

вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился,

мой батюшка.

Милон. Я нимало не пеняю, сударыня.

Г-жа Простакова. На него, мой батюшка, находит такой, по-здешнему

сказать, столбняк. Иногда выпуча глаза стоит битый час, как вкопанный.

Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел! Ничем

не проймешь. Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка,

такую дичь, что у бога просишь опять столбняка.

Правдин. По крайней мере, сударыня, вы не можете жаловаться на злой

его нрав. Он смирен...

Г-жа Простакова. Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все

и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость,

чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра

до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то

дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!

Правдин (в сторону). Скоро будет он держаться иным образом.

Митрофан. И сегодня матушка все утро изволила провозиться с холопями.

Г-жа Простакова (к Софье). Убирала покои для твоего любезного дядюшки.

Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нем много

наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а

такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит.

Правдин. А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам

имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нем

то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в

нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От

роду язык его не говорил "да", когда душа его чувствовала "нет".

Софья. Зато и счастье свое должен он был доставать трудами.

Г-жа Простакова. Милость божия к нам, что удалось. Ничего так не

желаю, как отеческой его милости к Митрофанушке. Софьюшка, душа моя!

не изволишь ли посмотреть дядюшкиной комнаты?

 

Софья отходит.

 

Г-жа Простакова. Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь,

проводить ее. Ноги-то не отнялись.

Простаков (отходя). Не отнялись, да подкосились.

Г-жа Простакова (к гостям). Одна моя забота, одна моя отрада -

Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.

 

Здесь появляются Кутейкин с часословом, а Цыфиркин с аспидной доскою и

грифелем.

Оба они знаками, спрашивают Еремеевну: входить ли? Она их манит, а

Митрофан отмахивает.

 

Г-жа Простакова (не видя их, продолжает). Авось-либо господь милостив,

и счастье на роду ему написано.

Правдин. Оглянитесь, сударыня, что за вами делается!

Г-жа Простакова. А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч

Кутейкин...

Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.

Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.

Кутейкин. Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы.

Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать,

да еще пятнадцать, несчетны годы.

Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?

Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.*

Милон. Чем же ты питаешься?

Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую,

так питаюсь в городе около приказных служителей** у счетных дел. Не

всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то

счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не

люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий

год над ломаными*** бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда,

человек на человека не приходит.

 

* В отставку от службы.

** Чиновников.

*** Над дробями.

 

Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врешь? Я не вслушалась.

Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять

лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.

Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли?

Кутейкин. Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии.*

Ходил до риторики,** да богу изволившу, назад воротился. Подавал в

консисторию*** челобитье****, в котором прописал: "Такой-то-де

семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит

от нее об увольнении". На что и милостивая резолюция вскоре

воспоследовала, с отметкою: "Такого-то-де семинариста от всякого

учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не

попрут его ногами".

 

* Епархия - церковно-административный округ.

** Классы в семинариях назывались по имени основных предметов,

изучавшихся на данной ступени курса: риторика, философия, богословие.

*** Консистория - церковная канцелярия, аппарат управления епархией.

**** Прошение, заявление

 

 

Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?

Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым

столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.

Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.

Правдин (в сторону). Кутейкин еще и умничает!

Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано:

"И злак на службу человеком".

Правдин. Ну, а еще где?

Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа

маленька в осьмушку, и в той то же.

Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына

вашего; слуга покорный.

Милон. Ни я, сударыня.

Г-жа Простакова. Куда же вы, государи мои?..

Правдин. Я поведу его в мою комнату. Друзья, давно не видавшись, о

многом говорить имеют.

Г-жа Простакова. А кушать где изволите, с нами или в своей комнате? У

нас за столом только что своя семья, с Софьюшкой...

Милон. С вами, с вами, сударыня.

Правдин. Мы оба эту честь иметь будем.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 291. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия