Всесторонне развитая личность как величайшая ценность.
Практикум Корректор И.А. Лукашевич Компьютерная верстка В.О. Кимлев Оформление серии Е.А. Доний ЛР№ 070824 от 21.01.93 г. Сдано в набор 20.09.1998. Подписано в печать 20.11.1998. Формат 60х88/16. Бумага типографская № 2. Гарнитура «NewtonC» Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,4. Уч.-изд. л. 9,1. Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 182 Цена свободная. Издательский дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107. Тел: (095) 485-71-77 Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44 E-mail: books@infra-m.ru http://www.infra-m.ru Отпечатано в ООО типографии «ПОЛИМАГ» 127247, Москва, Дмитровское шоссе, 107
Развитие гуманистической идеи в историко-педагогической науке и практике. В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Передовые мыслители провозгласили идеи гуманизма, а человека признали высшей ценностью на земле. Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-рёлигиозного мировоззрения, закрепощавшего личность.
ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ: Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способностью быть защитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и большим делам; ее отличают всестороннее образование и культура. Всесторонне развитая личность как величайшая ценность. Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и суровой дисциплины. Нравственность – прежде всего. Способность к выполнению долга гражданина. Физическое воспитание и труд как важнейшие средства формирования личности при главенствующей роли образования. Физическое воспитание осуществляется с помощью упражнений, соединяющих античное пятиборье с элементами физического воспитания рыцаря, закаливания, подвижных игр, танцев, правильного питания и сна. Особенностью гуманистического воспитания этого периода является классический характер образования, в основе которого – древние языки (латинский и греческий) и античная литература. Новшество в воспитании: развитие эстетического вкуса путем занятий живописью, музыкой, поэзией; введение в образование родного языка. Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и радостный. К телесным наказаниям отношение отрицательное, но применялись в исключительных случаях и только за нравственные поступки. Утверждали доступность образования для всех.
В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают во Францию, затем и в другие заподноевропейские страны. Так в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино де Фельтре (1378-1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики. Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист ФрансуаРабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал типичную картину воспитания того времени: отказ от физических и умственных нагрузок, порождающих лень, болезни, скуку. Автор представил и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Эразм Роттердамский (1467-1536), филолог, писатель, в сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призвал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением. Томмазо Кампанелла (1568-1639), итальянский философ, поэт, политический деятель, в трактате-утопии «Город Солнца», дал образец общества, основанного на равенстве. в трактате описаны педагогические принципы, на которых должно строится воспитание: изучение наук, истории, традиции и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Mopом (1478-1535). Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом. В «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, (впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.
Итак, главные идеи педагогов-гуманистов заключались в следующем: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.
Гуманистические идеи эпохи Возрождения были восприняты лучшими людьми последующих веков.
Ян Амос Коменский (1592-1670). Ряд черт мировоззрения Коменскогосложился под влиянием культуры эпохи Возрождения. От нее он воспринял гуманизм, жизнерадостность, оптимизм. В противоположность мрачному аскетизму средних веков, церковному учению о греховной природе человека Коменский учил, что человек - это «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный микрокосм». По словам Коменского, «человек, руководимый природой, может дойти до всего». «Человек - это гармония в отношении как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности». В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс. Главные идеи дидактики Коменского носят сенсуалистический характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения. Джон Локк (1632-1704), английский философ Просвещения. Основополагающие идеи: человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. У человека нет врожденных идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт – рефлексию. Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой и трудно достижимой целью воспитания». Воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья. Цель – воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Следует отказаться от принуждения в воспитании, польза – вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении. Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм и рационализм. Жан-Жак Руссо (1712-1778), дети должны воспитываться, по Руссо естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы (осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств), от окружающих людей (воспитание людьми— эти приучение человека использовать развитие этих способностей и органов) и от вещей (это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют).Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактор действуют согласованно, в одном направлении. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Руссо требовал активных методов обучения, учета возрастных особенностей ребенка, трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека. Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей -естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. П. полагал, что главная задача воспитания – создание гармоничсеки развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. исходя из своей основой идеи о гармоническом развитии человека, П. тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866) выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», - говорил Дистервег. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характера. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился" человек и предстоит ему жить, - одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...». Необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Высшую цель воспитания Дистервег определял как самодеятельность на служении истине, красоте и добру». К. Д. Ушинский (1824-1870) считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы — народностью. Любовь к родине, писал Ушинский, — это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) развил новые для Росси представления о школе, основанной на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Необходимым условием для проявления этих качеств является свобода, отрицающая принуждение. Педагогическая деятельность, основанная на любви к ребенку, пробуждает в нем все лучшее, что есть в нем от рождения. Т. считал, что важным в обучении является протест против угнетения детей и уважение к детским «недостаткам». Антон Семенович Макаренко (1888-1939). Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Следование мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Социалистический гуманизм выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов - Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся 'педагогическая теория" самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем. Придавал огромное значение воспитанию в труде. Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальностьL Макаренко вместе с тем считал, что личность чeлoвeка нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. В. А. Сухомлинский (1918-1970) настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом социалистического гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отношения воспитателей к чести и достоинству своих воспитанников, без искренней, непритворной и вместе с тем мудрой, а следовательно, и строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания, считал С. Любовь к детям требует знания их психологии. По мнению С. педагогика должна строится на следующих основаниях: любви к детям – как сила, способная влиять на духовный мир др. человека; защитном воспитании – защищать ребенка от окружающего его зла; понимании ребенка – как сущность воспитания; учить учится – как ведущая задача обучения.
|