Гадких фомора
После изгнания фоморов, как повествуют мифы 1, из всего их воинства остались в Ирландии только четыре мужа, которые бродили по стране и портили зерно, молоко, и дары садов и моря, пока в ночь Самайна их не прогнали с ирландской земли Морриган (Нанайя) и Энгус Ог сын Дагды (Гильгамеша). С тех пор фоморам было строго-настрого запрещено ступать на ирландский берег. Окончательный разгром фоморов-аргосцев, как мы видели, состоялся после завоевания Гераклом Трои и сдачи Фив (хотя в греческом мифе, написанном аргосским сторонником, говорится о поражении Трои и захвате Фив). Из героев-эпигонов, кроме сына Амфиарая Алкмеона, который сошёл с ума, остались в живых после второго похода на Фивы 4 героя: Диомед,Сфенел, Ферсандр и Евриал. Они разграбили Фивы. Не вызвает сомнений, что они и были теми мужами, вредящими Фивам/Ирландии. 1Ирландские мифы и легенды. О Луге Длинноруком. Великая битва при Маг Туиред - http://ml.volny.edu/index.html. Сыны Миля Затем, после долгого правления туатов, на берег Ирландии высадились сыны Миля. Они победили туатов, и те, по совету великого и могущественного Мананнана Мак Лира (Гермеса), набросили на себя покров невидимости. С тех пор существует две Ирландии: земная и невидимая. Туаты стали обитать в сидах в холмах и долинах Ирландии, сам же Мананнан жил за морем в Эмайн Аблах (Эмайн Яблоневых деревьев). Борьба туатов с сынами Миля, конечно, была Троянской войной, в которой туаты-троянцы проиграли и большинство из них либо погибло, либо навсегда утеряло статус богов. Туаты стали «невидимыми», потому что их просто не стало. Они не продолжали жить в холмах, а были там похоронены. Мананнан-Гермес-Тот пережил войну, и именно после войны стал особо там популярным. После Троянской войны в Ирландии появились боги лагеря Инанны-Исиды-Мелькарта. О них уже у нас недостаточно сведений, чтобы делать какие-либо заключения. Три бога Римский поэт I в. н. э. Лукан в своей поэме «Фарсалия» («Bellum civile sive Pharsalia») говорит о трех кельтских богах: «... Успокаивают ужасной кровью свирепого Тевтатеса и страшного Езуса в его диких святилищах и Тараниса на алтарях не менее кровавых, чем алтари Дианы скифской». Комментаторы средних веков сообщили о различных способах человеческих жертвоприношений, приносившихся каждому из этих богов. Человека, приносимого в жертву Тевтатесу, топили в бочке, жертв Езусу вешали на дереве, Таранису – сжигали в деревянном чане. Тевтатеса отождествляли с Аресом-Марсом, кем после смерти Ареса2-Гектора стал, вероятно, Неоптолем. На илл.: Сцена жертвоприношения Тевтатесу изображена на одной из пластин котелка из Гундеструпа: очень высокая фигура (бог или жрец) окунает людей вниз головой в котел (фото- MaleneThyssen,Wikipedia). Езуса отождествляли с Одином (Гермесом). Тараниса - с Юпитером-Зевсом (Мелькартом). Колесо в руках Тараниса символизирует Солнечный диск, который достался Мелькарту после победы над Энеем. Согласно «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского, другой выходец из Трои – Брут, завовевал остров Британию, очистив его от гигантов. После смерти Брута его владения были распределены между тремя его сыновьями: первый взял себе Англию, второй — Уэльс, а третий — Шотландию. Таким образом, никакой битвы туатов и форомов в Ирландии, а также битвы асов и ванов в Скандинавии просто не было. Судя по найденным артефактам, этой битвы также не было и в Шумере (Урук). Скорее всего она произошла в Греции (Фивы), и уже оттуда была продублирована в другие части света и облечена в колорит местных сказаний.
|