Иерархия богов и божеств, подчиненные Господу Всевышнему Имиру.
Фигура гермафродита-Имира нашими прапредками представлялась также в виде обычного (одинарного) человека, но воплотившего в себе признаки обеих полов. Поэтому фигура эта была мысленно разделена горизонтальной линией на 2 равные половины: верхняя половина головы от уровня рта с парами глаз, ушей, ноздрей и ртом (всего 7 телесных “врат” или дыр) считалась мужской и олицетворялась она в образе прапатера Янбирде (из эпоса “Урал батыр”); остальная вся нижняя часть тела тоже с 7 “вратами” (из них 2 – скрытые от глаз смертных отверстия нёба и глотки) считалась женской, олицетворялась она в образе праматери Янбикэ (из эпоса “Урал батыр”). В итоге Имир имел 14 “священных врат”, из которых 2 скрытых (нёбная дыра и глоток) считались полубожественными и принадлежали они не простым смертным, а институту шаманов-атаманов и каганов; и за вычетом этих двух остальные 12 “врат” принадлежали первичным основным родам башкир (считалось, что эти роды вышли из тех телесных “врат” Имира): Бажанак-Башкирский племенной союз (мужская половина или Внешний Башкорт) считался “Баш” или “Баж” (Голова Имира) и состоял по числу “врат” из 7 родов, а Усерган-Канлинский союз (женская половина или Внутренний Башкорт) считался “Туш” или “Таш” (Груди Имира или Яички Имира) и состоял за вычетом тех скрытых двух “врат” из 5 родов (как было уже сказано, скрытые 2 рода простым людям не принадлежали и являлись они особыми – шаманы-атаманы и каганы). Таким образом, числа 2, 5, 7, 12 и 14 тоже считались священными числами. Как становится ясным из только что сказанного, фигура Господа Всевышнего Имира представлялась состоящей из двух половин-плоскостей (мужской и женс-кой), на которых по направлению сверху вниз размещались по трое богов на каждой плоскости (на рис. 17: 4, 5, 6 круги), а высший 7-ой круг принадлежал самому Господу Всевышнему Имиру (точнее сказать, глазам его мужской половины Тунгур -- 2 звезды Большой Медведицы и глазам его женской половины Сунгуз – 2 звезды Малой Медведицы).. Из всего сказанного следует, что принятое ныне нами, башкирами, в широкое пользование понятие “союз семи родов” (семь соцветий курая на гербе Республики Башкортостан) является ошибочным -- представляет собою лишь одну половину (7 родов) башкирского народа; другая же половина, состоящая из 5 родов, на гербе не представлена и, таким образом, оставлена за пределами башкирской нации... Остается только сожалеть, что ученые мужи, кому было доверено в свое время решение этой важной задачи, оставили без внимания фундаментальный труд С.И. Руденко о башкирах, где еще в середине прошлого века им было четко определено: “Башкиры разделялись на двенадцать основных родов, из которых семь были расположены на территории бывшей Уфимской провинции, а пять – в Зауральской ее части”. (С.И. Руденко. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М. – Л., 1955; стр. 50). Значит, количество соцветий курая на госсимволиках должно быть доведено до 12 – по числу первичных основных родов башкир, что легко поправимо. Подобный промах когда-то был допущен в символике Турции -- в самом центре периметра Полумесяца было помещено изображение звезды, что по законам астрономии недопустимо, ибо такая звезда фактически находится далеко за диском Месяца и покрывается им (ошибка была потом исправлена)...
|